Е.Л. Вартанова
(член-корреспондент РАО, профессор, доктор филологических наук, декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова)
научный совет
Я. Н. Засурский
(председатель, д-р филол. наук, профессор)
М. И. Алексеева
(канд. филол. наук, доцент)
Н. А. Богомолов
(д-р филол. наук, профессор)
В. М. Горохов
(д-р филол. наук, профессор)
В. П. Коломиец
(д-р социол. наук, профессор)
Е. И. Орлова
(д-р филол. наук, профессор)
М. В. Шкондин
(д-р филол. наук, профессор)
Редакционный совет
И.В. Анненкова
(доктор филол. наук, профессор ф-та журн. МГУ)
Ю. М. Ершов
(доктор филологических наук, научный руководитель Высшей школы журналистики Томского государственного университета)
Ю. П. Зинченко
(доктор психологических наук, профессор, чл.-кор. РАО, декан факультета психологии МГУ)
Кирия И.В.
(кандидат филол. наук, PhD, профессор, руководитель Департамента медиа НИУ ВШЭ)
И. Клюканов
(доктор филологических наук, профессор Восточного университета штата Вашингтон)
К. Лехтисаари
(доктор социол. наук, исследователь, Александровский институт, Университет Хельсинки)
Б. Н. Лозовский
(доктор филологических наук, профессор, декан факультета журналистики Уральского государственного университета)
Ю. Пиетилайнен
(доктор социальн. наук, старший научный сотрудник, Александровский институт, Университет Хельсинки)
А. С. Пую
(доктор социологических наук, профессор, директор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ)
Я. Л. Скворцов
(кандидат социологических наук, декан факультета международной журналистики МГИМО (университет) МИД России)
П. Тамаш
(доктор социол. наук, Институт социологии Венгерской академии наук)
С. Г. Тер-Минасова
(доктор филологических наук, президент факультета иностранных языков и регионоведения МГУ)
Реклама сберегательных касс в XIX – начале XX в.: к особенностям становления патерналистской модели коммуникации

Сергей Пахалюк

© Пахалюк Сергей Федорович
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудник Департамента банковского регулирования ЦБ РФ (г. Москва, Россия), smakkeeben979@gmail.com

В статье исследуются инструменты продвижения сберегательных касс в XIX – начале XX вв. Автор считает, что на данном этапе основными инструментами продвижения сберегательных касс стали, прежде всего, изобразительные средства, близкие народу: эмблемы, лубочная живопись, тесно связанная с лубочной литературой, и агитационный плакат. Изобразительная реклама была одним из доминирующих способов доставки рекламного сообщения в исследуемый период в России. Стратегия продвижения не носила системного характера, осуществлялась в стратегических интересах государственных институтов, а не конкретных лиц и соответствует понятию «протомаркетинга».

Ключевые слова: сберегательные кассы, фирменный знак, лубочная живопись, лубочная литература, агитационный плакат, протомаркетинг, патернализм.

Читать статью