Архив



Реклама сберегательных касс в XIX – начале XX в.: к особенностям становления патерналистской модели коммуникации



Сергей Пахалюк

© Пахалюк Сергей Федорович
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, сотрудник Департамента банковского регулирования ЦБ РФ (г. Москва, Россия), smakkeeben979@gmail.com

Ключевые слова: сберегательные кассы, фирменный знак, лубочная живопись, лубочная литература, агитационный плакат, протомаркетинг, патернализм.



В статье исследуются инструменты продвижения сберегательных касс в XIX – начале XX вв. Автор считает, что на данном этапе основными инструментами продвижения сберегательных касс стали, прежде всего, изобразительные средства, близкие народу: эмблемы, лубочная живопись, тесно связанная с лубочной литературой, и агитационный плакат. Изобразительная реклама была одним из доминирующих способов доставки рекламного сообщения в исследуемый период в России. Стратегия продвижения не носила системного характера, осуществлялась в стратегических интересах государственных институтов, а не конкретных лиц и соответствует понятию «протомаркетинга».