Ссылка для цитирования: Захарова М.В. Медиа и политика во Франции в президентской кампании 2017 г.: противостояние и взаимозависимость // МедиаАльманах. 2019. № 2. С. 54−65.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2019.5465
© Захарова Милана Владимировна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), milana.z@mail.ru
Президентские выборы во Франции в 2017 г. изменили многие, казалось бы, незыблемые правила электоральной борьбы, сломали стереотипы. Необыкновенно ярко в ходе последней выборной гонки проявилась роль СМИ (и шире – медиа), которые сыграли большую роль, чем когда-либо ранее. Борьба за власть и влияние превратилась и в борьбу со СМИ, а степень медиатизации кампании побила все рекорды. Исследование, посвященное роли и месту медиа в предвыборной президентской кампании во Франции, охватывает период с августа 2016 г. по май 2017 г. Настоящее исследование продолжает анализ наиболее ярких явлений и тенденций, связанных с взаимодействием СМИ и выборных процессов (Захарова, 2018). Эмпирической базой выступили материалы ведущих СМИ Франции за указанный период, официальные сайты и другие цифровые платформы, программы и тексты/ видеозаписи выступлений кандидатов, законодательные акты и документы регулирующих инстанций.
Необходимо отметить, что вопросы взаимодействия/взаимовлияния СМИ и политических процессов на разных уровнях традиционно привлекают внимание и российских (Беглов, 2002; Вартанова, 2013; Вороненкова, 2011; Урина, 2010; Шарончикова, 2006, 2014), и зарубежных исследователей (Cayrol, Charon (eds.), 2012; Zielonka (ed.), 2015). Не меньший интерес вызывают и выборные кампании (президентские, парламентские, в местные ораны самоуправления), особенности их освещения в СМИ, медиастратегии кандидатов (Гладкова, 2012; Захарова, 2015; Урина 2016; Филаткина, 2016; Якова, 2015; Янгляева, Кряжева, 2015).
Напомним, что президентские выборы 2017 г. заняли особое место в политической истории современной Франции. Основные элементы политического пейзажа Пятой республики – левые (Социалистическая партия (Parti Socialiste, PS)) и правые (Республиканцы (Les Républicains, LR)) – впервые не сыграли решающую роль в политической жизни страны. Вышедшие во второй тур кандидаты предстали политиками, придерживающимися диаметрально противоположных взглядов. С одной стороны, Э. Макрон и движение «Вперед!» (En Marche!), созданное 6 апреля 2016 г., не совсем понятной политической позиции (в ходе кампании Макрон называл себя «ни левым, ни правым», затем «и левым, и правым» кандидатом, потом – «прогрессистом»1), с другой − представитель ультраправого Национального фронта (Front National, FN) М. Ле Пен.
В лидеры президентской гонки сразу выходит представитель республиканцев Ф. Фийон, однако журналистское расследование, проведенное сатирической газетой Le Canard enchaîné, и последовавшие разоблачения финансовых махинаций наносят непоправимый вред имиджу политика. Уже к началу февраля 2017 г. верхние строчки в опросах общественного мнения занимает молодой политик Э. Макрон, за ним следует М. Ле Пен. Впервые в истории Пятой республики крайне правая партия Национальный фронт пересекает символический порог 20% голосов2 . Поражение республиканцев (20%) обозреватели назвали «личным провалом» Ф. Фийона3 . Стоит обратить внимание и на необычайно низкий результат Социалистической партии (6,36%), что свидетельствует о кризисе доверия к политической платформе социалистов (см. табл.).
По результатам голосования 7 мая 2017 г. Э. Макрон получил 66,1% голосов (за него проголосовали 20 753 797 человек), М. Ле Пен – 33,9% (10 644 118 избирателей)4 . Инаугурация нового президента состоялась 14 мая 2017 г.
Президентская кампания 2017 г. стала самой скандальной и грязной в современной политической истории Франции. В конце января 2017 г. выходит книга «Внутри тайников Минфина» (Dans l’enfer de Bercy) журналистов Ф. Сейса и М. Л’Оур, где среди прочих разоблачений появляется информация о том, что Э. Макрон в свою бытность министром экономики за восемь месяцев 2016 г. потратил на свои представительские расходы 80% соответствующего бюджета всего ведомства (около 120 000 евро). Бюджет на представительские расходы предназначен для организации министром и его замами официальных приемов, завтраков и обедов в министерстве и т.д. Ф. Сейс говорил в интервью Le Figaro, что Макрон использовал министерство как взлетную площадку, приглашая известных и влиятельных людей на встречи, плел свою паутину: «В этом нет ничего нелегального, даже если это серая зона»5 . Эта информация позволила отдельным политикам заявить, что данные деньги использовались для подготовки предвыборной кампании и финансирования движения «Вперед!». Макрон последовательно отрицает обвинения, утверждая, что строго соблюдает правила игры6 . Досталось и М. Ле Пен, которую, среди прочего, обвиняли в выплате своим сотрудникам зарплат из фондов Европарламента. Однако больше всех от «войны компроматов» пострадал Ф. Фийон. В последние годы подобные коррупционные скандалы преследуют правых – можно вспомнить Ж. Ширака, Н. Саркози, А. Жюппе, однако ни разу они не случались в столь неподходящий момент, когда на кону − кресло президента.
Вспыхнув в самый разгар электоральной кампании, «дело Фийона» сразу вышло за рамки традиционного политического сценария. 24 января 2017 г. в Le Canard enchaîné выходит статья, в которой утверждается, что жена Ф. Фийона, домохозяйка Пенелопа Фийон, заработала более 600 000 евро, выполняя обязанности помощника депутата парламента. Дальнейшее расследование, а также обнаруженная «работа» литературного советника в журнале La Revue des Deux Mondes увеличили эту цифру до 900 000 евро (за период 1988−2013 гг.). «Ничто во французском законодательстве не мешает парламентарию нанять в качестве ассистента ближайшего родственника <…> при условии, если он действительно выполняет свои обязанности», − иронизировали журналисты7 . П. Фийон же в публичных выступлениях подчеркивала, что она держится в стороне от политической карьеры мужа. И 14 февраля против Фийона было открыто дело за «растрату общественных фондов», а затем и по некоторым другим обвинениям8 . Разразившийся в СМИ скандал по поводу фиктивной работы жены кандидата от республиканцев, получивший название «Пенелопагейт», оказал разрушающее воздействие на имидж и кампанию Ф. Фийона. Он выбирает стратегию агрессивной защиты, заявляет, что стал жертвой «операции исключительного масштаба, очень профессионально подготовленной клеветы»9 , но она его не спасает. Дальнейшие журналистские расследования только усугубляют ситуацию. «Фийон объявляет войну СМИ» – с такими заголовками выходили французские газеты и журналы.
В борьбу с «продажной прессой» вступают и сторонники правого кандидата. К самым любопытным можно отнести распространение слухов в Twitter и Facebook о том, что расследование Canard enchaîné было ответным жестом Э. Макрону, который, являясь министром экономики, простил газете налоговую задолженность в размере 3,5 млн евро. Якобы журналисты спасали молодого политика от реакции граждан на «разоблачения», содержащиеся в только что вышедшей книге «Внутри тайников Минфина». Журналисты газеты Le Monde опровергли эту «новость»10, опубликовав неопровержимые аргументы, включая факты о том, что Canard enchaîné никогда не имела долгов и власть Э. Макрона никогда не распространялась на налоговые службы.
В защитной риторике Ф. Фийон прибегает к хорошо известной в политической истории Франции практике – обвинению во всех грехах СМИ. Так, в начале февраля он приносит своим избирателям извинения за «спланированную кампанию по его дискредитации со стороны СМИ» и обещает подать в суд на «нечестную прессу»11. «Медиалинчевание», «медиатрибунал», «политическое убийство» – именно так характеризовал кандидат республиканцев происходящее. «Нападать на СМИ – это классика жанра, особенно в политико-финансовых скандалах, – говорит историк медиа Патрик Эвено. – Это имело место уже много раз, еще с Панамского скандала в конце XIX в. Политики часто набрасываются на журналистов, когда оказываются в затруднительном положении, особенно если задета их честь»12. Это позволяет выставить себя жертвой. Французы все меньше доверяют СМИ, и политики этим пользуются, в то время как журналисты просто делают свою работу. «Избиратель должен решать, готов ли он отдать свой голос за политика, замешанного в коррупционном скандале, – подчеркивает П. Эвено. – Когда в 1995 г. Жак Ширак участвовал в выборах, все знали о состоянии его дел, пресса много писала об этом, но решение принимал народ. СМИ не всемогущи»13.
Еще одной темой, которая постоянно поднималась в ходе президентской предвыборной кампании, стал вопрос об ангажированности СМИ. Массив материалов, посвященных этой проблеме в СМИ, социальных сетях, сайтах кандидатов и пр., побил все рекорды, вызывая жаркие дискуссии. Только Le Monde и Le Figaro в период февраль−апрель 2017 г. разместили более 200 публикаций (печатная версия, разные рубрики сайта, тематические блоги ведущих журналистов на сайтах изданий).
Обвинения приняли небывалый размах. Например, Н. Дюпон-Эньян обвинял лично С. Дассо (владелец группы Le Figaro, сенатор от департамента Эссонн, республиканец) в цензуре, бойкоте, объявленном ему изданиями группы за то, что он публично выступал против Ф. Фийона. Со слов кандидата получалось, что Дассо «держит руку» на политических страницах ежедневной газеты, а главный редактор согласовывает редакционный контент с владельцем. Дело приняло такой размах, что Общество журналистов Le Figaro (Société des journalistes (SDJ) du Figaro) распространило коммюнике, где говорилось, что журналисты не получали никаких инструкций по цензурированию кандидата и только за первые три недели апреля издание цитировало Н. Дюпон-Эньяна 120 раз, 15 материалов были посвящены исключительно его персоне14. Журналисты даже назвали эту ситуацию «делом НДА» (Le cas NDA). «Поддержка, регулярно оказываемая Ф. Фийону, особенно в хрониках и редакционных статьях, не является сюрпризом, – пишет Le Monde. – Какое участие принимает в этом основной акционер? Мы точно не знаем, говорят журналисты. Некоторые уверены, что Дассо оказывает определенное влияние, другие считают − выбор делает редакция»15.
Интересная ситуация складывалась и вокруг Национального фронта. Например, М. Ле Пен не раз выступала с разоблачениями журналистов, СМИ, которые, по ее мнению, встали на сторону своего протеже Э. Макрона и вели всю кампанию только в его пользу16. Если верить бывшему директору политической службы Le Figaro Ф. Гульё, газета слишком мало места отводила М. Ле Пен с целью «не навредить правым республиканцам»17. Интересная статья на эту тему была опубликована в The Guardian18, где утверждалось, что не только традиционно правая Le Figaro дистанцировалась от лидера французских националистов, традиционно левая Libération вообще отказывалась публиковать материалы с любыми представителями НФ, а круглосуточный информационный канал BFM-TV выделил М. Ле Пен очень мало эфирного времени. Выпускающий редактор BFM-TV (в последнее время канал часто занимает третье место по объему телеаудитории среди коммерческих вещателей после TF1 и М6, является первым среди круглосуточных информационных каналов) Э. Беру говорил, что эти обвинения «взяты из воздуха» и предоставлял статистические данные, доказывающие обратное.
Однако это не мешало М. Ле Пен во всеуслышание обвинять владельца группы Altis media (включает и Libération, и BFM-TV) миллиардера Патрика Драи в заговоре с целью выдвижения в президенты Э. Макрона, который, работая в администрации Ф. Олланда, содействовал предпринимателю в совершении некоторых сделок. Кроме того, по ее мнению, уход одного из руководителей высшего звена Altis media в штаб Макрона тоже был свидетельством сговора. Не раз нападала лидер НФ и на Le Monde, один из владельцев которой, П. Берже, социалист, открыто выступил на своей странице в Twitter в поддержку Э. Макрона.
П. Берже опубликовал следующий твит: «Без малейших оговорок я предоставляю мою поддержку Эммануэлю Макрону, который как президент поведет нас к социал-демократии». Это публичное заявление вызвало шквал критики в адрес Le Monde. Директор газеты Ж. Феноглио выступил с заявлением: «Наши акционеры свободны в выборе своей позиции, но это не имеет никакого отношения к работе редакции. Я являюсь гарантом этой редакционной независимости: она тотальна»19. Однако сложно говорить о независимости и объективности, когда через несколько недель он после долгих рассуждений о нейтралитете газеты, свободе информировать, об отсутствии приверженности к тому или иному политическому лагерю заканчивает редакционную статью фразой: «одна кандидатура совершенно несовместима во всех отношениях с нашими ценностями и нашими обязательствами – кандидатура Марин Ле Пен»20.
Еще один старый адепт критики СМИ – Ж.-Л. Меланшон, выступающий против этой «медиакасты» последние несколько лет. Одно из известных выражений политика – «СМИ – это вторая кожа системы». Его атаки носят регулярный характер: Libération, Le Monde, политические передачи на радио и телевидении, где «окопались сказители из Социалистической партии», попадают под удар21. Кандидат от Непокоренной Франции не считает журналистов нейтральными, и оценки, которые он им дает, являются неотъемлемой частью его политической борьбы.
Стоит сказать, что на этом фоне выгодно смотрелся Э. Макрон, который не раз в ходе кампании высказывался в поддержку журналистов и СМИ. «Каждый раз, когда мы ставим под вопрос легитимность СМИ, мы освистываем противовес власти, необходимый для демократического общества»22, – говорил он. При этом журналисты критиковали его за двойственную позицию: доступный и открытый для общения, он становился более надменным, когда в СМИ появлялась негативная для него информация. Так, в ходе презентации своей программы 2 марта кандидат обвинил «дорогого друга» журналиста М. Манодей из Mediapart, интернет-издания, известного журналистскими расследованиями, в том, что он «расчистил путь для Национального фронта», представив его как «кандидата финансовой олигархии»23. В то же время сторонники политика не стеснялись набрасываться на СМИ в социальных сетях.
Противостояние политических деятелей и СМИ принимает формы, которые еще совсем недавно невозможно было даже представить. Политики позволили себе не просто выступать против СМИ, которые их не поддерживали, но и ограничивать их свободы – вплоть до того, что представителей отдельных средств массовой информации не пускали на официальные мероприятия и пресс-конференции кандидатов. И если подобные демарши со стороны М. Ле Пен, запретившей появляться на ее публичных выступлениях журналистам Mediapart и политической передачи Quotidien (канал TMC, входит в группу TF1), отказав в аккредитации, никого не удивляли, то такое поведение лагеря Фийона вызвало серьезную полемику. Пожалуй, самыми резонансными стали события 9 апреля на митинге в поддержку кандидата, проходившем в Порт-де-Версаль, когда по отношению к политическим журналистам телеканалов Canal+ и ТМС была проявлена физическая агрессия, а также разбиты видеокамера и мобильный телефон. Разразившийся в СМИ скандал команда Фийона попыталась быстро загасить, распространив заявление о том, что инцидент произошел по вине нанятой для мероприятия охранной фирмы и больше к ее услугам прибегать не будут24.
Ежегодное исследование «Барометр доверия к СМИ», которое проводит Kantar TNS по заказу газеты La Croix, опубликованное в начале февраля 2017 г., показало рекордно низкий за последние 15 лет уровень: лишь 44% французов доверяют газетам, 41% – телевидению, менее 25% – Интернету. Зависимыми от политического давления журналистов считают 67% опрошенных, от финансового – 58%, и это – самый высокий показатель за всю историю замеров. При этом почти 80% граждан Франции уверены, что качественные информационные СМИ играют важную роль в президентской выборной кампании25. Следует отметить, что карту недоверия к СМИ в той или иной степени разыграли все кандидаты электоральной кампании 2017 г., в том числе и с помощью предоставления «альтернативной информации» на своих сайтах и аккаунтах в социальных сетях.
Впервые в политической истории Франции социальные сети стали полноправным участником предвыборной борьбы. Если в 2012 г. эксперты указывали на недостаточное использование предоставляемых данными платформами возможностей (только Ж.-Л. Меланшон выделялся на общем фоне), то в 2017 г. эти инструменты были наконец оценены по достоинству. Некоторые видео, размещаемые командой Макрона на его странице в Facebook, имели до 2 млн просмотров26. «Сегодня больше недоверия, даже безразличия к традиционным СМИ. Мы как будто бы существуем в двух мирах, – говорит политический обозреватель Quotidien. – Люди начинают создавать собственные медиаканалы, в частности, с помощью социальных сетей»27. Даже самые консервативные политики понимают это. Эксперты отмечали и новую тенденцию к «реинформированию» (фр. réinformation), когда аудитория (в первую очередь молодежная), получив информацию по так называемым официальным каналам (традиционным СМИ), обращается к другим источникам – сайтам и аккаунтам в социальных сетях политических деятелей, альтернативному интернет-телевидению (например, крайне правому TV Libertés).
Кандидаты стараются воспользоваться новыми возможностями, создать собственные каналы, чтобы обойти традиционные СМИ. Настоящим новатором снова выступает Ж.-Л. Меланшон, который еще в 2016 г. запустил серию роликов в Интернете на своем канале на видеохостинге YouTube под общим названием «Это не увидишь на ТВ» (Pas vu à la télé). На каждую встречу приглашался новый гость, с которым политик вел продолжительную беседу по важным для его политической платформы темам. Затем была создана передача Revues de la Semaine, также пользовавшаяся определенным успехом. И все это без политических оппонентов и за весьма скромную цену. Национальный фронт адаптирует такой же подход. «СМИ потеряли доверие народа, который обращается к Интернету для получения информации»28, – утверждала М. Ле Пен на своих встречах с избирателями. Она и ее команда представляли сайт и аккаунты в социальных сетях кандидата как источник альтернативной информации. Некоторые медиаэксперты называют антимедийный дискурс кандидатов в президенты отчасти искусственной конструкцией, продуманным ответом на настроения в обществе, которое за последние три года сильно охладело к традиционной журналистике. «Эти трения не мешают политическим деятелям скрупулезно подсчитывать время выступлений и требовать, чтобы их приглашали в прайм-тайм, – иронизировали французские тележурналисты, – а также выражать протесты при малейших нарушениях»29.
Нельзя не отметить и тот факт, что, пожалуй, впервые в политической истории современной Франции много внимания уделялось работе с молодежной аудиторией (18−25 лет). Попытки достучаться до самых молодых избирателей, многие из которых впервые принимают участие в выборах и часто далеки от традиционных информационных каналов и СМИ, предпринимали практически все участники выборной кампании. Можно упомянуть Ж.-Л. Меланшона и Ф. Филиппота (НФ), общавшихся с молодежью с помощью своих каналов на YouTube и принимавших непосредственное участие в обсуждениях на форумах Jeuxvideo.com (самый популярный молодежный форум Франции).
Однако один из самых любопытных, на наш взгляд, проектов был осуществлен социальной сетью Snapchat совместно с несколькими кандидатами в президенты. Социальная сеть и мобильное приложение Snapchat позволяют обмениваться с друзьями фото и небольшими видео, которые можно сопроводить текстом, эмоджи, различными фильтрами (сообщения автоматически удаляются по истечении 24 ч). Snapchat – одна из самых популярных «игрушек» современной французской молодежи. Пользователи Snapchat каждый день перед первым туром голосования получали два небольших послания-интервью с одним из четырех кандидатов – Ф. Фийоном, Б. Амоном, М. Ле Пен, Э. Макроном.Формат вопрос–ответ позволял молодому человеку задать вопрос кандидату и получить на него ответ (продолжительность одной сессии – 10 сек). Проект осуществлялся непосредственно французской командой социальной сети. Стоит отметить, что команда Snapchat сознательно отклоняла агрессивные вопросы и вопросы, способные поставить кандидата в неудобное положение30. Пожалуй, самым острым моментом был разговор Ф. Фийона с одним из студентов, который поинтересовался, может ли он стать его помощником как депутата парламента. Фийон попросил молодого человека прислать свое резюме. В целом вопросы носили общий характер («Объясните, почему мы должны голосовать за вас?», «Можете ли вы спеть одну из песен Далиды?», «Любите ли вы рэп?»), однако были затронуты и серьезные темы («Как вы планируете улучшить условия жизни в университетах?», «Какие шаги вы намерены предпринять для урегулирования конфликта в Сирии?», «Действительно ли вы намерены выйти из зоны евро?»). На основе проведенных мини-интервью были составлены истории кандидатов, размещенные на YouTube31.
Благодаря такому формату образы кандидатов получились более легкими, даже сюрреалистичными (каждому было предложено воспользоваться любимым фильтром для некоторых эпизодов). Бурную реакцию вызвали события в Twitter, мнения разделились: одни высоко оценили возможность увидеть более доступный и понятный портрет кандидата в президенты, другие называли проект заигрыванием с молодежью. Этот новый способ коммуникации с молодежной аудиторией пытались использовать в 2017 г. многие известные политики – Н. Саркози, Ф. Олланд, но далеко не все оказались способны говорить на одном языке с юными избирателями. Snapchat делает ставку на скорость, интерактивность и юмор. Проект, имевший большой резонанс, стал первым успешным проектом подобного рода.
К важным явлениям политического пейзажа электоральной гонки 2017 г. следует отнести и фейковые новости, в буквальном смысле заполонившие медиапространство. «Правительство собирается дать право голоса заключенным, включая джихадистов», «Кампания Макрона на 30% спонсируется Саудовской Аравией», «Власти сделают выходными днями праздники мусульман и евреев» – эти и им подобные «новости» имели десятки (а иногда и сотни) тысяч перепостов в социальных сетях32. Недостоверные, ложные, сознательно искаженные факты, слухи, создающиеся буквально на ходу, фотографии и видеоматериалы, вырванные из контекста, проникали в медиа (в первую очередь через социальные сети, которые сегодня являются быстрым источником первичной информации), ставя в трудное положение качественные СМИ, а также кандидатов на пост президента. В хаос вносили свою лепту и сами политики, не раз в ходе кампании прибегавшие к дезинформации избирателей. Манипулирование общественным мнением иногда достигает невообразимых масштабов. «Французы имеют меньше прав во Франции, чем иностранцы» и «Семь миллионов безработных» (М. Ле Пен), «Французы работают меньше, чем все другие европейцы» и «Мы являемся страной с самой большой задолженностью среди крупных развитых стран» (Ф. Фийон) – эти и многие другие заявления разоблачала качественная пресса, предоставляя читателям достоверную информацию. Но, разумеется, это происходило уже после того, как они были сделаны.
Распространение фейковых новостей связано с развитием социальных сетей и поисковых систем, считают эксперты. «Сегодня информация циркулирует горизонтально, все данные распространяются в одной плоскости. Доступ к недостоверной информации часто происходит по рекомендации друзей, знакомых из своего круга общения, которых считают надежными, – говорит социолог СМИ Ж.-М. Шарон. – Традиционные медиа, испытывающие экономические трудности, в погоне за сенсациями сокращают время обработки информации, и поэтому даже они могут попасть в ловушку»33. Журналистика – компас в мире информации, журналистика, проверяющая факты, анализирующая заявления политиков, бизнесменов, лидеров гражданского общества, столкнулась со старой угрозой в новых масштабах, которые еще десять лет назад невозможно было представить. Стараясь сохранять высокие стандарты журналистской деятельности, французская качественная пресса вот уже несколько лет осуществляет специальные проекты по борьбе с информационными фальшивками. Можно упомянуть рубрики Désintox в газете Libération, Les Décodeurs в Le Monde, представляющие собой отделы по верификации информации. Например, в проекте Les Décodeurs принимают участие десять журналистов. Стоит отметить их активную работу в период выборов, экспертные разоблачения фальшивок.
Нужно сказать и о том, что эпидемия фейков взволновала даже штабы некоторых кандидатов, которые стали создавать секции по верификации информации и борьбе с недостоверными заявлениями оппонентов. Это тоже произошло впервые в истории французских выборов. Так, на сайте Э. Макрона была открыта страница Désintox, где его команда занималась проверкой и восстановлением фактов о кандидате. Поводом для ее создания стала эпидемия слухов («Вы знаете, что Эммануэль Макрон собирается установить шариат на Майотте?», «Макрон введет новый налог для всех домовладельцев»), захлестнувшая Facebook34. В своем стремлении к проверке фактов он был не одинок – JLMDésintox у Ж.-Л. Меланшона, Stop intox у Ф. Фийона, Vérités у М. Ле Пен. Конечно, здесь речь идет о защите имиджа участника президентской гонки, а не о достоверности информации. М. Ле Пен и Ж.-Л. Меланшон, например, уделяли много внимания разоблачению неблагожелательных материалов в СМИ, посвященных их персонам и избирательным платформам.
Э. Макрон стал президентом, которого сделали СМИ, – так оценивали итоги выборов 2017 г. французские обозреватели и эксперты. И с этим нельзя не согласиться, французские СМИ оказали беспрецедентную поддержку Э. Макрону, чего еще не случалось в современной политической истории Франции. Можно вспомнить 2002 г., когда в финал президентской гонки вышли Ж. Ширак и Ж.-М. Ле Пен, и лозунги «За вора, но не за фашиста», «Голосуй с прищепкой на носу», ставшие хрестоматийными, буквально заполонили СМИ. Однако даже этот случай не иллюстрирует то единодушие, с каким пресса и аудиовизуальные СМИ стали на сторону лидера движения «Вперед!». Причем это произошло еще до того, как он стал победителем первого тура голосования вместе с лидером Национального фронта.
Французская медиамодель полна противоречий. Почти все частные СМИ в стране находятся в руках ее самых богатых граждан, финансистов, промышленников, банкиров, игроков телекоммуникационной отрасли, компании которых часто зависят от государственных заказов. Характерно для нее и традиционное влияние государства. «Порочные связи» власти, бизнеса и СМИ часто становятся предметом полемики, а редакционная независимость ставится под вопрос. Выборы 2017 г. стали еще одним этапом в этом споре.
Рассмотренные в настоящей работе тенденции и новые явления в вопросах взаимодействия медиа и выборных процессов во Франции – коррупционные скандалы и роль СМИ в их медиатизации, ангажированность СМИ и их влияние на общественное мнение, рост роли и влияния социальных сетей в предвыборной кампании, фейковая информация и борьба с нею СМИ и самих кандидатов – являются еще одной частью новых медийных конструкций в президентской предвыборной кампании 2017 г. Стоит отметить, что несмотря на рост недоверия к СМИ со стороны политиков, они продолжают серьезно относиться к массмедиа, вступают в полемику, почти в борьбу. Последние события наглядно продемонстрировали, что СМИ все еще способны играть важную роль в электоральных процессах.
Таблица. Результаты первого тура голосования (23 апреля 2017 г.)
Кандидат в президенты |
Партия / политическое движение |
Голоса, % |
Эммануэль Макрон |
Вперед! (En marche!) |
24,01 |
Марин Ле Пен |
Национальный фронт (Front national) |
21,30 |
Франсуа Фийон |
Республиканцы (Les Républicains) |
20,01 |
Жан-Люк Меланшон |
Непокоренная Франция (La France insoumise) |
19,58 |
Бенуа Амон |
Социалистическая партия (Parti socialiste) |
6,36 |
Николя Дюпон-Эньян |
Вставай, Франция (Debout la France) |
4,70 |
Жан Лассаль |
Будем сопротивляться! (Résistons!) |
1,21 |
Филипп Путу |
Новая антикапиталистическая партия |
1,09 |
Франсуа Асселино |
Народный республиканский союз |
0,92 |
Натали Арто |
Рабочая борьба (Lutte ouvrière) |
0,64 |
Жак Шеминад |
Солидарность и прогресс (Solidarité et progrès) |
0,18 |
Источник: https://www.lefigaro.fr/elections/resultats/#PR2017
1 Chapuis N. (2017) Présidentielle : les leçons d’un premier tour historique. Le Monde, 23 avril.
2 Там же.
3 Там же.
4 https://www.lefigaro.fr/elections/resultats/#PR2017
5 Feertchak А. (2017) Bercy dispose du droit de vie ou de mort sur la plupart des décisions politiques. Le Figaro, 17 février.
6 https://www.actualitte.com/article/monde-edition/un-livre-accuse-macron-d-avoir-finance-en-marche-avec-l-argent-de-bercy/69286
7 Penelope Fillon aurait touché plus de 900.000 euros au total, selon Le Canard enchaîné (2017). Le Figaro, 31 janvier.
8 Pagesy H., Daudré B. (2017) Présidentielle : nous avons compilé les moments forts de cette campagne. Le Figaro, 6 mai.
9 Penelope Fillon aurait touché plus de 900.000 euros au total, selon Le Canard enchaîné.
10 Sénécat A. (2017) Non, l’affaire Fillon n’est pas un cadeau de remerciement du « Canard enchaîné » à Macron. Le Monde, 16 février.
11 Ce qu’il faut retenir de la conférence de presse de François Fillon l’enquête. Le Figaro, 2017, 2 février.
12 Lamothe J. (2017) Patrick Eveno: «Les politiques s’en prennent aux médias quand leur honneur est mis en cause». Le Monde, 7 février.
13 Там же.
14 Delcambre A. (2017) «Le Figaro» a-t-il «boycotté» Nicolas Dupont-Aignan? Le Monde, 21 avril.
15 Там же.
16 Delcambre A., Piquard A. (2017) Les médias pris dans la bataille de la présidentielle. Le Monde, 11 mars.
17 Delcambre A. (2017) «Le Figaro» a-t-il «boycotté» Nicolas Dupont-Aignan?
18 Sayare S. (2017) How Marine Le Pen Played The Media. The Guardian, 20 april. Режим доступа: https://www.theguardian.com/news/2017/apr/20/how-marine-le-pen-played-the-media
19 Nouchi F. (2017) «Le Monde» roule-t-il pour Macron? Le Monde, 10 mars.
20 Fenoglio J. (2017) Présidentielle 2017: les valeurs d’un vote. Le Monde, 22 avril.
21 Delcambre A., Piquard A. (2017) Les médias pris dans la bataille de la présidentielle.
22 Там же.
23 Там же.
24 Violences au meeting de Fillon: des journalistes de Canal+ et TMC portent plainte (2017). Le Monde, 12 avril.
25 Baromètre des médias, l’intérêt des Français pour l’actualité au plus bas depuis 200. La Croix, 2017, 2 février. Режим доступа: https://www.la-croix.com/Economie/Medias/Barometre-medias-linteret-Francais-pour-lactualite-plus-depuis-2002-2017-02-02-1200821913
26 Delcambre A., Piquard A. (2017) Les médias pris dans la bataille de la présidentielle.
27 Там же.
28 Там же.
29 Там же.
30 Morin V. (2017) Présidentielle: quatre candidats s’affichent sur Snapchat. Le Monde, 21 avril.
31 Истории кандидатов можно посмотреть на YouTube. Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=02Q1ZZhYUmE&feature=youtu.be
32 Sénécat A. (2017) Présidentielle: 15 intox qui ont pollué la campagne. Le Monde, 29 mars.
33 Alcaraz M., Madelaine N. (2017) Jean-Marie Charon: «Ne pas donner la même valeur à l’info sur le Web et sur le papier a été une erreur». Les Echos, 21 janvier.
34 Damgé М. (2017) Présidentielle: comment «désintox» et «décryptages» ont envahi les cellules de campagne. Le Monde, 14 avril.
Беглов С.И.Четвертая власть: британская модель. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2002.
Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2013.
Вороненкова Г.Ф. Путь длиною в пять столетий: от рукописного листка до информационного общества. Национальное своеобразие средств массовой информации Германии. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2011.
Гладкова А.А. Освещение парламентских выборов в газете «Эт Фолк» («Алхемейн Дахблад») (сравнительный анализ кампаний 1918 и 2010 гг.) // Меди@льманах. 2012. № 2. С. 44−53.
Захарова М.В. Аудиовизуальные СМИ в период выборов во Франции: трансформация форматов (по итогам президентской кампании 2017 г.) // МедиаАльманах. 2018. № 1. С. 50−65. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2018.126137
Захарова М.В. О некоторых особенностях государственного регулирования политической жизни во Франции (на примере президентской предвыборной кампании и выборов в Парламент в 2012 г.) // Выборы в новом медийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ИКАР, 2015. С. 168−185.
Урина Н.В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия. М.: ВК; Фак. журн. МГУ, 2010.
Урина Н.В. Роль СМИ Италии в предвыборных кампаниях (2013−2015 гг.) // МедиаАльманах. 2016. № 1. С. 50−62.
Филаткина Г.С. Аргентинская медиагруппа Clarín: взаимоотношения с администрацией Киршнер и роль в президентских выборах 2015 г. // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 12. С. 182–186.
Шарончикова Л.В. «Монд» в меняющемся мире. М.: МедиаМир, 2014.
Шарончикова Л.В. Пресса Франции в меняющемся мире. М.: ИСПИ РАН, 2006.
Якова Т.С. Прямая демократия: швейцарская модель (на примере выборов и референдумов 2011–2013 гг.) // Выборы в новом медийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ИКАР, 2015. С. 186−206.
Янгляева М.М., Кряжева О.Л. Парламентские и президентские выборы в Финляндии: динамика развития медиатизированной публичной сферы // Выборы в новом медийном пространстве / под ред. Я.Н. Засурского. М.: ИКАР, 2015. С. 207−234.
Cayrol R., Charon J.-M. (dir.) (2012) Médias, opinions et présidentielles. Paris: INA Editions.
Zielonka J. (ed.) (2015) Media and Politics in New Democracies. Europe in a Comparative Perspective. Oxford: Oxford University Press.