Ссылка для цитирования: Смирнов С.С., Гасанов Э.С., Радаев И.В. Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России (города-стотысячники: ЦФО, СЗФО, ПФО) // МедиаАльманах. 2019. № 2. С. 80−88.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2019.8088
© Смирнов Сергей Сергеевич
кандидат филологических наук,
доцент кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), smirnov_s@rambler.ru
© Гасанов Эмин Салман оглы
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), emin05693@mail.ru
© Радаев Илья Вадимович
аспирант кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), radaev@filmpro.ru
Изучив специфику развития медиахолдингов в городах федерального значения, а также во всех городах-миллионниках России (подр. см.: Смирнов (2016 (а, б)), на третьем этапе исследования мы расширяем выборку на регионы, столицы которых – города с населением более 100 тыс. человек. Согласно данным Росстата1 на 2018 г., к ним относились еще 60 субъектов федерации. Исследователи уже обращали внимание, что концентрация СМИ наблюдается в стране почти повсеместно (Вартанова, 2014; Мисонжников (ред.), 2017). Крупные российские города имеют в той или иной степени развитые медиарынки, и, что особенно важно, измеряются в рамках аудиторных проектов Mediascope (до 2016 г. – TNS)2 . Социологический принцип формирования выборок по объему населения географических локаций в настоящее время широко применяется в отечественных медиаисследованиях. На нем, например, базируется масштабное многоаспектное исследование печатной периодики городов России (Свитич, Смирнова, Ширяева, Шкондин, 2014; Свитич, Смирнова, Шкондин, 2017). В случае с телевидением в качестве кейса исследователи чаще берут группу родственных регионов – в Поволжье, в Сибири (Данилов, 2009; Ершов, 2012). Поскольку объем нашей выборки довольно велик, представляется необходимым разделить ее на несколько частей, а именно сгруппировать интересующие нас регионы по федеральным округам (в России выделено восемь ФО). Этот подход уже получил достаточное распространение при изучении множественного разнообразия российских СМИ (Савинова, 2012; Гуськова, Балабанова, 2016). Условно двигаясь от западных границ страны к восточным, в данной статье мы проанализируем деятельность медиахолдингов в столичных городах-стотысячниках Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов (32 города, за исключением агломераций, уже рассмотренных на предыдущих этапах данного исследования).
Методология исследования объединений СМИ, как правило, именуемых медиахолдингами (или медиагруппами), осталась прежней. Сначала в каждом изучаемом регионе отбиралось предприятие, контролирующее наибольшее количество местных медиаресурсов (информация из всех доступных открытых источников, включая реестры Роскомнадзора3 ). Далее проводился анализ официальных сведений о структурах собственности и финансовой отчетности юридических лиц по базе ГМЦ Росстата4 ). Таким образом, выявлялись те параметры деятельности изучаемых организаций, которые являются абсолютно очевидными или объективно доказуемыми, а именно организационно-правовая форма и имущественная принадлежность головного юридического лица, наличие/отсутствие адекватных экономических показателей медиапредприятия, а также выбранные направления деятельности на медиарынке (тип концентрации, собственные медиабренды или федеральные франшизы).
В результате появилась возможность охарактеризовать сложившиеся в рассматриваемых регионах «варианты» развития объединений СМИ, а также провести параллели с практикой организации местного медиабизнеса в городах федерального значения и городах-миллионниках – на указанном уровне нами уже были предварительно выделены шесть различных моделей функционирования медиахолдингов (см. табл. 1). При этом деление регионов по уровню их социально-экономического развития на данном этапе уже не применялось, поскольку никакой явной зависимости между типом субъекта федерации по известной «матрице» Н.В. Зубаревич5 и моделью местного медиахолдинга ранее обнаружено не было.
Таблица 1. Выявленные модели развития региональных медиахолдингов России
Наименование |
Количество |
Башкортостанско-Новосибирская |
3 |
Волгоградская7 |
1 |
Московско-Татарстанская |
5 |
Нижегородская |
1 |
Петербургско-Красноярская8 |
5 |
Челябинская |
1 |
Источник: С.С. Смирнов (2016 (б): 62).
Мониторинг активности регионального медиабизнеса по трем федеральным округам дал следующие результаты: относительно интегрированные объединения СМИ сформировались во всех 32 регионах, столицы которых являются городами категории «100 000 +». Однако необходимо сделать оговорку, что иногда определение местного холдинга-лидера было достаточно затруднительным, поскольку наблюдается сосуществование сопоставимых по количеству контролируемых СМИ государственных и частных медиапредприятий. В таких случаях предпочтение всегда отдавалось частной организации, так как она объективно представляет больший интерес именно как бизнес-субъект медиасистемы региона.
Центральный федеральный округ (ЦФО). Как административно-территориальная единица надрегионального уровня ЦФО объединяет 18 субъектов федерации. Поскольку город Москва, Московская и Воронежская области уже были рассмотрены нами ранее, на данном этапе в выборке остаются 15 регионов: Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская и Ярославская области. В связи с тем, что объем собранных данных достаточно велик, здесь (см. табл. 2) и далее все основные организационно-экономические характеристики региональных медиахолдингов, зафиксированные в конце 2018 г., будут представлены в формате таблицы.
Избегая преждевременных обобщений, отметим пока несколько наиболее значимых аспектов деятельности медиахолдингов в регионах ЦФО. Безусловно, обращает на себя внимание, насколько часто в качестве учредителей медиапредприятий в округе выступают органы исполнительной власти, что выражается и в организационно-правовых формах подведомственных юридических лиц (ГАУ, ГУП, ГБУ и т.п.). При этом, как ни странно, у государственных по имущественной принадлежности медиахолдингов зачастую наблюдается полная финансовая непрозрачность – в базе Росстата сведения либо отсутствуют, либо имеются, но выглядят формально-условными. Все немногочисленные частные медиаходинги в ЦФО организованы по простейшей схеме – участниками рынка являются только ООО, принадлежащие физическим лицам. Но здесь заметен один парадокс – в тех регионах, которые традиционно считаются наиболее проблемными с экономической точки зрения (Ивановская и Костромская области) частный медиабизнес как раз заметен, а в более развитых (Белгородская и Калужская области), напротив, доминантой выступают медиаструктуры, так или иначе связанные с государством. Важно отметить также, что вне зависимости от формы собственности главным вектором развития региональных медиахолдингов в ЦФО является диагональная (перекрестная) концентрация – деятельность ведется в разных сегментах индустрии, и офлайн, и онлайн. Причем и частные, и государственные медиапредприятия активно используют на местном географическом рынке федеральные («столичные») медийные франшизы, что указывает на наличие коммерческих мотиваций.
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО). Относительно более компактный по составу СЗФО включает 11 субъектов федерации. Уже без города Санкт-Петербург и Ленинградской области, а также без Ненецкого автономного округа9 в фокусе внимания остаются восемь регионов: Архангельская, Вологодская, Калининградская, Мурманская и Псковская области, республики Карелия и Коми. На данный момент СЗФО является единственным округом России, имеющим эксклав – Калининградскую область, являющуюся отдельным экономическим районом страны. Далее (см. табл. 3) представлены сводные параметры медиахолдингов округа по состоянию на конец 2018 г.
Первое, что следует отметить в СЗФО, – это примерный паритет частного и государственного имущественного контроля над медиабизнесом. И здесь особо выделяется редкий кейс Вологодской области, где местный медиахолдинг является собственностью очень крупного непрофильного инвестора (ГК «Северсталь»). Отметим также, что некоторые частные медиапредприятия в регионах СЗФО раскрывают вполне правдоподобные финансовые результаты (например, в Вологодской и Мурманской области), и только две государственных организации по каким-то причинам остаются непрозрачными
(в Новгородской области и в Республике Карелия). Диагональная концентрация является для медиахолдингов СЗФО общим правилом, и большинство игроков также используют в регионах франчайзинговые схемы.
Приволжский федеральный округ (ПФО). В состав ПФО входят 14 регионов России. После исключения изученных прежде Нижегородской и Самарской областей, республик Башкортостан и Татарстан, а также Пермского края, остаются девять субъектов федерации: Кировская, Оренбургская, Пензенская, Саратовская и Ульяновская области, республики Марий-Эл, Мордовия, Удмуртия и Чувашия. Регионов, столицы которых не являются городами-стотысячниками, в округе нет. Интересующие нас характеристики медиахолдингов ПФО, зафиксированные в конце 2018 г., указаны в таблице 4.
В ПФО обращает на себя внимание своеобразное «разделение» медиахолдингов на два типа: в регионах-областях лидерами являются частные по форме собственности организации, в регионах-республиках (кроме Мордовии) – государственные. Самым сложным с организационной точки зрения является медиахолдинг Кировской области: в данном случае весьма спорной оказалась идентификация главного юридического лица, а его формальная финансовая отчетность не говорит ни о чем. Но в целом можно сказать, что медиапредприятия в регионах ПФО демонстрируют достаточно высокий уровень финансовой транспарентности (хотя их показатели очень скромные), исключениями являются только две государственных структуры (в Республиках Марий-Эл и Чувашия). Диагональная концентрация универсальна для медиахолдингов округа, аффилированность с общенациональными медиа встречается достаточно часто.
На данном этапе пока можно сказать, что исследование деятельности медиахолдингов в столичных городах-стотысячниках трех федеральных округов приносит вполне конкретные результаты. Интересующие нас базовые экономические сведения в большинстве случаев оказались доступными. Однако подводить какие-либо концептуальные итоги на основании изучения только половины регионов объективно преждевременно. В следующей статье будут рассмотрены медиахолдинги еще пяти федеральных округов (Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Сибирского и Дальневосточного), что уже даст возможность сделать окончательные обобщающие выводы всего исследования.
Таблица 2. Организационно-экономические характеристики медиахолдингов в регионах Центрального федерального округа (2018 г.)
Регион |
Наименование объединения СМИ (бренд) |
Тип |
Организационно-правовая форма и наименование головной |
Учредители |
Выручка и чистая прибыль головной организации (РСБУ, тыс. руб.) |
Белгородская область, Белгород |
Телерадиокомпания «Мир Белогорья» |
Диагональная; Есть |
ОАУ «ТРК "Мир Белогорья"» |
Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области (100) |
Нет данных |
Брянская область, Брянск |
Телерадиокомпания «Брянская губерния» |
Диагональная; Есть |
ГАУ «Десна» |
Департамент внутренней политики Брянской области (100) |
Нет данных |
Владимирская область, Владимир |
Телерадиокомпания «Губерния-33» |
Диагональная; Есть |
ООО «Телерадиокомпания "Губерния-33"» |
Департамент имущественных и земельных отношений Администрации Владимирской области (75,99) |
39 344; - 2 391 |
Ивановская область, Иваново |
Медиагруппа «Барс» |
Диагональная; Есть |
ООО «ТРК "Барс"» |
Граждане России (100) |
29 613; - 3 928 |
Калужская область, Калуга |
Телерадиокомпания «Ника» |
Диагональная; Нет |
ООО «ТРК "Ника"» |
Министерство внутренней политики и массовых коммуникаций Калужской области (77) |
5 415; - 4 551 |
Костромская область, Кострома |
«Народная Медиа- Группа» |
Диагональная; Есть |
ООО «Народная Медиа-Группа» |
Граждане России (100) |
6; - 7 |
Курская область, Курск |
Телерадиокомпания «Сейм» |
Диагональная; Есть |
АУ «ТРК "Сейм"» |
Областной комитет информации и печати (100) |
Нет данных |
Липецкая область, Липецк |
Телерадиокомпания «Липецкое время» |
Диагональная; Нет |
ОБУ «ТРК "Липецкое время"» |
Управление по делам печати, ТРВ и связи Липецкой области (100) |
Нет данных |
Орловская область, Орел |
«Орловский издательский дом» |
Диагональная; Нет |
ГУП «Орловский издательский дом» |
Администрация Губернатора и Правительства Орловской области (100) |
12 822; - 423 |
Рязанская область, Рязань |
«Рязанский медиа центр» |
Диагональная; Есть |
ООО «Медиа Центр» |
Граждане России (100) |
19 872; 5 801 |
Смоленская область, Смоленск |
«Смоленская газета» |
Диагональная; Есть |
ГУП «Объединенная редакция» |
Аппарат Администрации Смоленской области (100) |
13 611; 12 |
Тамбовская область, Тамбов |
Телекомпания «Новый век» |
Горизонтальная; Есть |
ГБУ «ТРК "Тамбовская губерния"» |
Администрация Тамбовской области (100) |
Нет данных |
Тверская область, Тверь |
Медиагруппа «Тверской проспект» |
Диагональная; Есть |
ООО «ТРК "Тверской проспект"» |
Граждане России (100) |
28 589; - 1 778 |
Тульская область, Тула |
«Тульская медиа группа» |
Диагональная; Есть |
ООО «Тульская медиа группа» |
Граждане России (100) |
62 960; 26 144 |
Ярославская область, Ярославль |
ИА «Верхняя Волга» |
Диагональная; Нет |
ГАУ «Информационное агентство "Верхняя Волга"» |
Правительство Ярославской области (100) |
Нет данных |
Источник: http://companies.integrum.ru (дата обращения 15.12.2018).
Таблица 3. Организационно-экономические характеристики медиахолдингов в регионах Северо-Западного федерального округа (2018 г.)
Регион и столица (город 100 тыс. +) |
Наименование объединения СМИ (бренд) |
Тип концентрации СМИ; наличие федеральных франшиз |
Организационно-правовая форма и наименование головной организации |
Учредители головной организации и их доля |
Выручка и чистая прибыль головной организации |
Архангельская область, Архангельск |
Холдинг «АТК- Медиа» |
Диагональная; Есть |
ООО «АТК-Медиа» |
Граждане России (75,75) Фонд «Поморье» (22) ФГУП «РТРС» (2,25) |
34 084; 805 |
Вологодская область, Вологда |
Холдинг «Медиа-Центр» |
Диагональная; Нет |
ООО «Медиа-Центр» |
ООО «Севергрупп» (100) |
76 470; 418 |
Калининградская область, Калининград |
Медиагруппа «Западная пресса» |
Диагональная; Есть |
ООО «Русская медиагруппа "Западная пресса"» |
Граждане России (100) |
12 288; - 70 |
Мурманская область, Мурманск |
Медиагруппа «Северо-западное вещание» |
Диагональная; Есть |
ООО «Северо-западное вещание» |
ООО «Норд-медиа» (100) |
101 633; - 3 346 |
Новгородская область, |
«Агентство информационных коммуникаций» |
Диагональная; Нет |
ГАУ «Агентство информационных коммуникаций» |
Правительство Новгородской области (100) |
Нет данных |
Псковская область, Псков |
«Медиа-холдинг Псковской области» |
Диагональная; Есть |
ГП «Медиа-холдинг Псковской области» |
Государственный комитет Псковской области |
30 537; - 1 538 |
Республика Карелия, Петрозаводск |
ИА «Республика» |
Диагональная; Есть |
АУ «Информационное агентство "Республика Карелия"» |
Министерство национальной и региональной политики Республики Карелия (100) |
Нет данных |
Республика Коми, Сыктывкар |
Телекомпания «Юрган» |
Диагональная; Нет |
АО «Коми республиканский телевизионный канал» |
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Коми (100) |
19 520; - 5 785 |
Источник: http://companies.integrum.ru (дата обращения 15.12.2018).
Таблица 4. Организационно-экономические характеристики медиахолдингов в регионах Приволжского федерального округа (2018 г.)
Регион и столица (город 100 тыс. +) |
Наименование объединения СМИ (бренд) |
Тип концентрации СМИ; наличие федеральных франшиз |
Организационно-правовая форма и наименование головной организации |
Учредители головной организации и их доля |
Выручка и чистая прибыль головной организации |
Кировская область, Киров |
RNTI Media Group |
Диагональная; Есть |
ООО «Мария ФМ» |
Граждане России (100) |
703; - 322 |
Оренбургская область, Оренбург |
«Оренбургская медиа группа» |
Диагональная; Есть |
ООО «Проектмедиа» |
Граждане России (100) |
12 054; - 672 |
Пензенская область, Пенза |
Телерадиокомпания «Экспресс» |
Диагональная; Есть |
ООО «Фирма "Экспресс"» |
Граждане России (75) ОО «МФПО» (25) |
55 549; 2 590 |
Республика Марий-Эл, Йошкар-Ола |
«Марий Эл Телерадио» |
Диагональная; Нет |
ГАУ «Марий Эл Телерадио» |
Министерство культуры Республики Марий Эл (100) |
Нет данных |
Республика Мордовия, Саранск |
ГК «Мордовия Информ» |
Диагональная; Есть |
ООО «РТКОМ» |
ООО «Фром» (47,06) Граждане России (16,05) ПАО «АКБ ”Актив Банк“» (12,12) АО «Холдинговая компания "Саранскстройзаказчик"» (12,12) ООО «Сарансктехприбор» (9,7) ООО «Химэкс» (2,95) |
11 756; - 6 275 |
Республика Удмуртия, Ижевск |
Телерадиокомпания «Моя Удмуртия» |
Диагональная; Нет |
ГУП «ТРК "Удмуртия"» |
Администрация главы Удмуртской Республики (100) |
21 009; - 1 952 |
Республика Чувашия, Чебоксары |
Телерадиокомпания «Чаваш Ен» |
Диагональная; Нет |
АУ «Национальная телерадиокомпания Чувашии» |
Министерство цифрового развития, информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики (100) |
Нет данных |
Саратовская область, Саратов |
«КИТ-Медиа холдинг» |
Диагональная; Есть |
ООО «Вещатель» |
Граждане России (100) |
24 018; 2 590 |
Ульяновская область, Ульяновск |
Медиахолдинг «Мозаика» |
Диагональная; Есть |
ООО «Мозаика» |
Граждане России (100) |
37 660; 4 193 |
Источник: http://companies.integrum.ru (дата обращения 15.12.2018).
1 100 крупнейших городов России по населению 2018. Режим доступа: http://www.statdata.ru/largest_cities_russia
2 Mediascope. Медиаисследования. Режим доступа: http://mediascope.net/services/#block_1
3 Роскомнадзор. Массовые коммуникации. Реестры. Режим доступа: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr
4 Финансовые показатели предприятий за 2017 г., сданные в рамках апрельской финансовой отчетности 2018 г., являются последними доступными данными на момент написания статьи.
5 Типы регионов по уровню социально-экономического развития. Режим доступа: http://www.socpol.ru/atlas/typology/Typology_tabl.htm
6 Омский холдинг «МКР-Медиа» в силу наличия СМИ за рубежом представляет собой уникальную модель, выходящую за рамки любой региональной.
7 «Волгоградская» модель фактически прекратила свое существование в связи с ликвидацией регионального медиахолдинга («Волга-Медиа») в 2016 г.
8 «Петербургско-Красноярская» модель уже требует корректировки названия в связи с фактическим распадом главного медиахолдинга Санкт-Петербурга («Балтийская Медиагруппа») в 2017 г.
9 Ненецкий автономный округ исключен из выборки, поскольку Нарьян-Мар не является городом-стотысячником.
Вартанова Е.Л. Постсоветские трансформации российских СМИ и журналистики. М.: МедиаМир, 2014.
Гуськова С.В., Балабанова Ю.Р. Трансформация жанров в работе региональных информационных интернет-агентств (на примере СМИ Центрального федерального округа) // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. 2016. № 1. С. 50−56.
Данилов А.А. Становление и развитие телевидения в регионах России во второй половине ХХ – начале XXI вв. (на материалах Марийской, Мордовской и Чувашской республик). Чебоксары: Изд-во Чувашск. гос. ун-та, 2009.
Ершов Ю.М. Телевидение регионов в поиске моделей развития. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2012.
Савинова О.Н. Культурная традиция и роль СМИ в межкультурном диалоге: опыт Приволжского федерального округа // Вестн. Нижегородск. ун-та имени Н.И. Лобачевского. 2012. № 1−2. С. 340−343.
Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Ширяева А.А., Шкондин М.В. Газеты средних и малых городов России в 2010-х гг. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 5. С. 3−25.
Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Газеты и журналы в медиасистеме городов-миллионников: социологическое исследование // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 3−29.
Смирнов С.С. (а) Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России (города-миллионники). Ч. I // МедиаАльманах. 2016. № 5. С. 66−78.
Смирнов С.С. (б) Особенности развития крупнейших региональных медиахолдингов России (города-миллионники). Ч. II // МедиаАльманах. 2016. № 6. С. 50−63.
Современный медиахолдинг: формы существования и проблемы институционализации: колл. моногр. / отв. ред. Б.Я. Мисонжников. М.: Флинта: Наука, 2017.