Архив



Итальянская журналистика в контексте изучения истории медиа. Заметки преподавателя (Рецензия на книгу: Урина Н.В. Очерки истории итальянской журналистики. М.: Фак. журн. МГУ, 2018)



Григорий Прутцков

Ссылка для цитирования: Прутцков Г.В. Итальянская журналистика в контексте изучения истории медиа. Заметки преподавателя (Рецензия на книгу: Урина Н.В. Очерки истории итальянской журналистики. М.: Фак. журн. МГУ, 2018) // МедиаАльманах. 2019. № 2. С. 146−149.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.2.2019.146149

© Прутцков Григорий Владимирович
кандидат филологических наук, доцент кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), pruttskov@gmail.com





Изучая в университетском курсе историю зарубежных медиа, мы обычно рассматриваем основные страны Запада: США, Великобританию, Францию, Германию. Журналистика многих важных с точки развития коммуникаций стран остается, к сожалению, за рамками университетской программы. Одна из таких стран, Италия, освещается в курсе истории зарубежной журналистики фрагментарно – во многом потому, что до последнего времени не было серьезных исследований, которые бы давали полную картину развития итальянских СМИ от их зарождения и до настоящего времени. Новая книга доктора филологических наук, старшего научного сотрудника факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Наталии Валентиновны Уриной «Очерки истории итальянской журналистики» полностью закрывает этот пробел.

Н.В. Урина – крупнейший специалист по итальянским медиа: в разное время выходили ее исследования о клерикальной, коммунистической печати, учебное пособие по итальянской послевоенной журналистике. Фундаментальный труд «Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия» принес Наталии Валентиновне в 2012 г. степень доктора филологических наук.

Читая любую новую книгу по истории журналистики, сразу задаешься вопросом: чем она будет интересна студентам; как поможет преподавателю на лекциях и семинарских занятиях. Каждый из трех разделов книги «Очерки истории итальянской журналистики» дает исчерпывающие ответы на эти вопросы.

Первый раздел, «Журналистика в условиях территориальной раздробленности Италии», охватывает огромный исторический период – от Юлия Цезаря, которого многие считают отцом древнеримской протогазеты, до 1861 г. Автор, пожалуй, впервые за долгое время критически подходит к гипотезе о существовании в Риме Acta diurna («Конечно, с точки зрения исторической науки, сомнения правомерны», – отмечает Наталия Валентиновна (с. 17)1), тогда как другие исследователи журналистики писали об античной газете как об историческом факте2. В то же время, по мнению Н.В. Уриной, первым, кто начал утолять «информационную жажду» в обществе, был именно Цезарь.

Описывая эпоху Возрождения, где «информационная жажда стала ощущаться с новой силой» (с. 18), автор высказывает интересную мысль о том, что раздробленная на долгие столетия Италия не только ощущала сильную потребность в информации, но и сама была, благодаря прежде всего папскому престолу, источником важнейшей информации для всех европейских стран.

Вспомним, что и слово «газета» пришло к нам из Италии от названия серебряной венецианской монеты, которой читатели оплачивали еженедельный листок с новостями. Самый старый такой листок из всех дошедших до наших дней датирован 1563 г. Подробно разбирая историю зарождения журналистики в XVI в., Н.В. Урина доказывает высокий уровень техники сбора новостей примерами из итальянской художественной литературы того времени, где героями становились сборщики информации.

Очень полезна преподавателю истории журналистики вторая глава первого раздела – «Идея Рисорджименто и развитие печати». В ней речь идет о влиянии Французской революции 1789−1794 гг., правления Наполеона и последующего исторического периода на развитие освободительного и объединительного движения в Италии. Тема «Наполеон и печать» вызывает неизменный интерес у студентов, и здесь Наталия Валентиновна подробно описывает меры Наполеона, предпринятые в сфере итальянской журналистики. Этот параграф книги может стать отличным подспорьем на занятиях как образец освещения политики официального Парижа в области прессы в завоеванных странах Европы.

Второй раздел книги, «Объединение Италии и новые пути развития журналистики», посвящен истории журналистики самых важных, переломных эпох второй половины XIX – первой половины ХХ в.: от объединения страны до становления, утверждения и краха фашистского режима Бенито Муссолини. Италия объединилась в то же время, что и Германия, и в курсе истории зарубежной журналистики этот период рассматривается достаточно подробно. Однако об аналогичных процессах, происходивших в Италии, не только студентам, но и многим преподавателям неизвестно. Поэтому глава «Становление и развитие национальной журналистики: от Объединения до фашизма, от Идеи к идеологии (1861–1922 гг.)» закроет читателям еще один исторический пробел.

История зарубежной журналистики в годы Первой мировой войны, становление и развитие социалистической и коммунистической прессы рассматривается на занятиях достаточно обзорно, в общем контексте исторического развития. Италия участвовала в этой войне, и ее печать в данный период претерпела серьезную трансформацию, поэтому представляется важным, говоря о журналистике Германии, Великобритании, Франции, США того времени, упомянуть на лекции и об опыте Италии.

Большое внимание в курсе истории зарубежной журналистики уделяется теме «Печать и пропаганда нацистской Германии». Очевидно, что нацизму, пришедшему к власти в 1933 г., предшествовал фашизм Муссолини, захвативший Италию еще в 1922 г. Истории прессы этого истори­ческого периода Наталия Валентиновна посвятила вторую главу, которая назы­ва­ется «Журналистика и идеологическая про­паганда фашистского режима (1922−1945)». Здесь рассматриваются вопросы стано­вления и утверждения фашистской журналистики в Италии, обозначается роль и место журналистики в системе пропаганды фашистского режима, деятельность СМИ в годы Второй мировой войны, приводятся имена наиболее известных военных журналистов. Все эти вопросы и темы крайне важно ввести в учебные планы для того, чтобы при изучении нацистской пропаганды студенты понимали, какие именно процессы предшествовали становлению нацистской пропаганды и чем фашистская журналистика в Италии отличалась от нацистской в Германии. В то же время автор выходит далеко за рамки формата учебного пособия, строя исторический мостик от муссолиниевского периода истории страны к 1990 гг. и началу XXI в., когда дискуссии о роли, месте и особенностях фашизма стали формировать итальянский медиадискурс.

Третий раздел книги, «Новый этап развития журналистики в республиканской Италии», – основной, он занимает больше половины общего объема монографии. В нем Н.В. Урина рассматривает сразу несколько периодов послевоенной истории медиа Апеннинского полуострова: от формирования новой системы СМИ по окончании Второй мировой войны вплоть до второго десятилетия XXI в., когда с появлением и развитием новых медиа («онлайновой безбрежности», как прекрасно выразилась Наталия Валентиновна (с. 293)) значительно расширяется понятие «журналистика». Один из главных героев этого раздела – медиамагнат Сильвио Берлускони. Автор прослеживает его политическую деятельность и медиаактивность на протяжении десятилетий и пишет о нем так увлекательно, что эти главы и параграфы могли бы лечь в основу отдельной книги, посвященной столь неординарному человеку.

Тема «СМИ Италии» входит в курсы истории зарубежной журналистики (третья часть), «Медиасистемы», страноведения. Она также будет предусмотрена и в программе нового курса «Зарубежные медиасистемы», которая разрабатывается сейчас на кафедре зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ. Тем не менее итальянская журналистика на занятиях «теряется» среди журналистики Великобритании, Франции, США – во многом потому, что доселе не было фундаментальных исследований, которые бы не только описывали этот период, но и глубоко и досконально объясняли студенту и преподавателю такие сложные темы, как, например, новые тенденции национального типа газеты, становление онлайн-медиа, гибридизация СМИ и новая режиссура политических кампаний. Итальянская журналистика полицентрична – общенациональные газеты издаются не только в столице (как, например, во Франции, Великобритании), но и в других больших городах страны. Полицентризм также нуж­дается в подробном объяснении, и это с успехом делает автор в третьем разделе книги.

Книга Н.В. Уриной снабжена разно­образным справочным аппаратом: это и карты Италии в разные исторические периоды, и хронология итальянской журналистики, и иллюстрации первых полос газет, заставок телепередач и блогов. Представлены даже снимки предполагае­мых фрагментов римской Acta diurna, средневековых монет gazzetta, которые платили за первые венецианские информационные листки avvisi.

Уверен, что «Очерки истории итальянской журналистики» займут достойное место на книжной полке любого преподавателя журналистики, каждого, кто интересуется Италией, и станут надежным путеводителем в путешествии по многовековой истории итальянских медиа.

 

Примечания

1 Здесь и далее книга Н.В. Уриной «Очерки истории итальянской журналистики» цитируется с указанием страницы цитаты в тексте в круглых скобках.

2 См., напр.: Е.Н. Корнилова (2018: 172); Г.В. Прутцков (2018: 44).

 

Библиография

Корнилова Е.Н. Риторика – искусство убеждать. Своеобразие публицистики античной эпохи. 4-е изд. М.: Аспект Пресс, 2018.

Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики: от Античности до современности. 3-е изд. М.: Аспект Пресс, 2018.

Урина Н.В. Журналистика и политика: итальянский опыт взаимодействия. М.: ВК; Фак. журн. МГУ, 2010.