Архив



Чемпионат мира по футболу – 2018 в медийном пространстве Италии



Наталия Урина

Ссылка для цитирования: Урина Н.В. Чемпионат мира по футболу – 2018 в медийном пространстве Италии // МедиаАльманах. 2019. № 3. С. 76−87.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2019.7687

© Урина Наталия Валентиновна
доктор филологических наук, старший научный сотрудник кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), natalia_urina@mail.ru



Ключевые слова: футбол, чемпионат мира, Россия, итальянские СМИ.

В статье рассматриваются особенности освещения чемпионата мира по футболу – 2018 в СМИ Италии. Особое внимание уделяется первым полосам ежедневных, в том числе спортивных, газет, а также онлайн-СМИ и медийным спецпроектам. Их анализ сосредоточен на двух аспектах: чемпионат как значительное спортивное событие и Россия как организатор чемпионата. В выводах отмечается разнообразие подходов и оценок, которые обусловлены трансформацией медийного пространства, а также политической позицией СМИ.

 

Чемпионат мира по футболу – 2018 стал значительным спортивным событием, оказавшим влияние на многие аспекты жизни современного общества. Этому в определенной мере способствовало медийное сопровождение футбольных баталий, его многоформатность и интенсивность. Несмотря на его основную общую часть, т.е. аудиовизуальные трансляции матчей, их подача и оформление, комментарий и оценка имели очевидные особенности в отдельных странах. Выявление этих особенностей является актуальным и малоизученным вопросом, важным для понимания процессов трансформации медийного пространства и его спортивного сегмента.

Выбор для исследования итальянского опыта освещения чемпионата мира по футболу 2018 г. мотивирован рядом обстоятельств, связанных, с одной стороны, с особой ролью спорта, в частности футбола, в жизни Италии, а с другой – с особенностями российско-итальянских отно­шений. Поэтому внимание в основном сосредоточено на двух аспектах: чемпио­нат мира как спортивное событие и Россия как организатор чемпионата мира.

Рассмотрению вопросов, связанных с развитием и современным состоянием спорта и спортивной журналистики, посвящены многие работы отечественных исследователей (Алексеев, Ильченко, 2016; Войтик, 2013, 2016; Баранов, Слюсаренко, 2007; Спорт в зеркале журналистики, 1989; Данилова, 2018). Они отличаются разными подходами к решению поставленных задач, но все содержат значимый анализ проблем. В Италии темы спорта и спортивной журналистики представлены в ряде трудов, среди которых можно выделить исследования Ф. Бьянкини (2012), А. Бискарди (2015) и Ф. Пьеранни (2018), посвященные в основном истории спортивной журналистики. Ее развитие в новом по конфигурации медийном пространстве определяется различными факторами, а потому рассмотрение связанных с ней проблем ведется в различных ракурсах. Во-первых, с точки зрения популярности отдельных видов спорта, прежде всего футбола (Porro, Martelli, Russo, 2016). Во-вторых, с точки зрения особенностей итальянской журналистики в целом, роли и места спортивной тематики в СМИ и феномена итальянской спортивной журналистики и ее роли в коммуникации (Balducci, 2007; Arceri, 2011, 2016; Spalletta, Ugolini, 2013; De Luca, Frisoli, 2010). Что касается вопроса о формировании медийного образа России за рубежом, то он достаточно активно изу­чается специалистами по отдельным зарубежным странам. Однако применительно к Италии такие работы минимальны (Черепанова, 2018; Табаринцева-Романова, 2011), а в сопричастности со спортивными темами и событиями практически отсутствуют. Таким образом, спортивное событие в России и отражение его в СМИ Италии – тема не только актуальная, но и малоисследованная.

Эмпирическая база исследования представ­лена первыми полосами ежедневных информационных и спортивных газет (Corrie­re della sera, La Repubblica, La Stampa, La Gazzetta dello sport, Corriere dello sport/Stadio, Tuttosport) и материалами онлайн-СМИ (Il Fatto quotidiano, Rep: Alba Russa, Il Post) в период проведения чемпионата (14 июня – 15 июля 2018 г.).

 

Итальянцы и футбол

Спорт в Италии пользуется несомненной популярностью, особенно такие виды, как мото-, авто- и велоспорт, легкая атлетика и плавание, баскетбол и теннис. Но традиционно Италия считается футбольной страной. Однако исследование 2017 г. «Футбол вне игры?»1 свидетельствует о снижении их интереса к этой когда-то не имевшей конкурентов игре. Причины этого авторы видят в различных причинах и для выявления их предлагают вести анализ футбольной системы и рынка в четырех направлениях: индустриализация, медиатизация, глобализация и фериализация. Каждое из них безусловно актуально и требует отдельного рассмотрения. И хотя количество тифози в 2010−2016 гг. сократилось на 14% (см. рис. 1), футбол все еще остается самым популярным видом спорта, а самой популярной командой – «Ювентус». Больше того, считается, что не только числом болельщиков определяется значимость футбола, но и количеством тех, кто интересуется этим видом спорта. А к таким относят 69% итальянцев2.

mediaalmanah.3.2019.7687-01.png

Рисунок 1. Количество футбольных болельщиков в Италии в 2010−2016 гг.

 

Итальянцы и СМИ

Италия является страной, приверженность которой телевидению хорошо известна и достаточно прочна. Как свидетельствуют данные таблицы 1, телевидение в 2018 г. по-прежнему лидировало в качестве СМИ ежедневного и регулярного просмотра (83%), радио тоже сохраняло позиции (40%), газеты демонстрировали кризисное состояние (20%), а еженедельники пытались, иногда успешно, преодолеть кризис (11%). Наиболее интенсивно росло потребление Интернета (66%) и освоение социальных сетей (47%). Конечно, следует добавить практически поголовное использование смартфонов, которые являются в Италии чрезвычайно популярными, благодаря своей многофункциональности.

Таблица 1. Ежедневное потребление СМИ в Италии (в %, по годам)

СМИ

2018

2017

2015

2013

2011

2007

Телевидение

83

84

82

80

84

87

Интернет

66

63

49

47

39

25

Соцсети

47

45

28

Радио

40

40

38

40

38

41

Газеты бумажные

20

17

26

25

28

30

Еженедельники

11

9

7

9

5

6

Источник: Demos&Pi. Osservatorio capitale sociale. Gli Italiani e l’informazione. N 60. Режим доступа: http://www.demos.it/a01550.php

 

В целом, спортивная тематика занимает значимое место во всех СМИ, но отнюдь не является ведущей (см. рис.2). Данные исследования AgCom о современном состоянии журналистской профессии в Италии свидетельствуют о том, что спортивной тематикой занимаются 37% журналистов, уступая место занятым политикой (61%), хроникой (54%), культурой (49%), социальными вопросами и образованием (46%), наукой и технологиями (42%) и опережая тех, кто занимается сельским хозяйством и окружающей средой (36%), экономикой и финансами (27%), развлечениями (25%), домом, кухней, модой и путешествиями (20%)3. Спорт широко представлен во всех СМИ, как информационных, так и специализированных. В информационных изданиях, радио и телевидении традиционно присутствуют спортивные полосы различного формата, рубрики, приложения, аудиовизуальные трансляции и шоу.

mediaalmanah.3.2019.7687-02.png

Рисунок 2. Тематика итальянских СМИ

 

Спортивная журналистика Италии имеет богатую историю и ряд особенностей. В печати главенствуют три ежедневные спортивные газеты, которые представляют знаковые для итальянского спорта, особенно футбола, города. Это прежде всего миланская «розовая» La Gazzetta dello sport, римская Corriere dello sport/Stadio и туринская Tuttosport). В них сохраняется традиция специальных номеров в понедельник со все более увеличивающимся иллюстративным компонентом, а спортивные радиостанции и телеканалы помимо трансляций используют широкий набор информационно-развлекательного контента.

Спорт в онлайн-пространстве получил в Италии стремительное развитие. Он занимает 41% специализированных СМИ, опережая экономику и финансы (23%), науку и технологии (22%), искусство и культуру (17%), не говоря о политике и даже кухне, на долю которых приходится по 6%. Показательно и то, что в спортивной доле больше половины занято футболом (55%)4. По данным Ipse.com5, к началу 2019 г. в Интернете были представлены спортивные газеты (3), спортивные журналы (86, о футболе – 6), спортивные вебзины (144, о футболе – 29), спортивные блоги (14) и спортивные порталы (7).

Таким образом, достаточно хорошо осна­щенная медийной структурой и имеющая впечатляющую армию тифози Италия не без волнения ожидала мирового чемпионата 2018 г. Однако развитие событий приняло непредсказуемый оборот: сборная Италии, сыграв вничью со шведами 13 ноября 2017 г., не попала в финальную стадию чемпионата. Это событие стало первым определяющим фактором в освещении чемпионата мира, поскольку нанесло одновременно удар по спортивному имиджу страны, особенно футбольному, и удар по спортивному рынку и бизнесу.

Вторым фактором, оказавшим влияние на освещение чемпионата мира, стало его проведение в России. Учитывая активную антироссийскую позицию большинства европейских стран, мейнстримовские СМИ сначала активно выступали против решения ФИФА о предоставлении России права на чемпионат, а затем стали нагнетать обстановку, предрекая беспорядки, пугая террористами и хулиганами. Что касается Италии, то следует отметить, с одной стороны, в целом более умеренную медийную русофобию, хотя и с отдельными ее проявлениями высокого накала, а с другой – растущее доверие итальянцев к России. Так, из 14 европейских стран Италия меньше всех видит в лице России угрозу6. Кроме того, доверие к России за последние годы (2014−2019 гг.) выросло с 16% до 27%, в то время как к остальным странам ощутимо снизилось (к США на 20%, к Франции на 17%, к Германии на 5% и к Китаю на 2%)7. Чемпионат мира был с одобрением встречен церковными иерархами – патриархом Кириллом и папой Франциском, который неравнодушен к футболу и спорту в целом.

 

Итальянские СМИ и чемпионат

В Италии чемпионат обслуживали все СМИ, обеспечивая прежде всего трансляцию матчей, снабжая зрителей информацией и аналитикой. Конечно, особая роль была отведена телевидению. Если в 2014 г. чемпионат мира был на попечении двух телеканалов (RAI и Sky), то в 2018 г. впервые прямая бесплатная трансляция всех 64 матчей велась одним концерном Mediaset (Canale 5, Italia 1, Canale 20). В рекламных материалах в преддверии чемпионата подчеркивалось, что Mediaset ставит задачу показать футбол зрелищно, весело, искрометно. В сетке программ помимо трансляций матчей заняли место не только информационные и аналитические передачи, но и развлекательные. Так, на Canale 5 в 22 ч. выходила популярная Balalaika, а на Italia 1 − Tiki Taka. Программная политика дала свои результаты. Так, аудитория в целом составила 297 млн телезрителей, что на 49 млн больше (19,7%) ее численности в 2014 г., а самую большую аудиторию − 11,688 млн человек − собрал матч Франция–Хорватия. Кроме того, 35 млн прямых просмотров было зафиксировано в Сети и мобильниках8.

Поскольку ежедневная печать в Италии, как и в других странах, переживает ощутимый кризис, то на чемпионат мира возлагались определенные надежды в плане привлечения к ней дополнительного внимания. В газетах были введены специальные рубрики и разделы в различных форматах и на различных платформах. Конечно, особая миссия была возложена на спортивную печать. Большую активность проявила La Gazzetta dello sport. Редакцией была разработана специальная программа, реализация которой гарантировала «месяц спортивной информации высочайшего уровня», обеспеченной коррес­пондентами как в бумажной, так и онлайн-версии.

 

Первые полосы газет

Очевидно, что не все газеты ставили перед собой такие задачи, как La Gazzetta dello sport в силу разных причин, в том числе финансовых и политических. Поэтому в каждой из них чемпионат занял свое мес­то. Об этом свидетельствуют прежде всего первые полосы газет, поскольку именно они являются лицом издания и должны привлечь внимание потенциального читателя как в Интернете, так и в газетном киоске. Для того, чтобы выявить, как итальянские газеты использовали первые полосы для освещения чемпионата, были выбраны три ведущие ежедневные газеты (Corriere della sera, La Repubblica, La Stampa), представляющие разные газетные школы – миланскую, римскую и туринскую, и три спортивные газеты (La Gazzetta dello sport, Corriere dello sport/Stadio, Tuttosport), выходящие в тех же городах. Анализ показал, что на первых полосах нашли отражение все основные события чемпионата мира (14 июня − 16 июля), включая открытие, перипетии на футбольных полях, связанные с вылетом предполагавшихся лидеров и неожиданными успехами других команд, закрытие. В количественном отношении первополосных материалов с фото в информационных газетах было меньше, чем в спортивных. Например, в Corriere della sera их было пять, а в Gazzetta dello sport – 14. Немаловажно, что события чемпионата происходили на фоне горячей трансферной поры в итальянских футбольных клубах, напряженных переговоров о покупке игроков, среди которых были и те, кто представлял свои национальные команды на чемпионате мира. Для итальянской прессы фигурой № 1 стал Криштиану Роналду. Четыре подборки первых полос (сборная Италии вне чемпионата мира, открытие чемпионата, Роналду в «Ювентусе», закрытие чемпионата) демонстрируют отношение изданий к событиям, а также отличие в их подаче в информационных и спортивных газетах.

Матч сборной Италии со Швецией 13 ноября 2017 г., который оставил за бортом итальянцев, был воспринят как трагедия. Информационные газеты концентрировали внимание на Дж. Буффоне, который предполагал именно на чемпионате поставить точку в своей «в карьере сборной», а спортивные газеты видели безысходность ситуации для всей команды (см. рис. 3).

mediaalmanah.3.2019.7687-03.png

Рисунок 3. Газеты 14 ноября 2017 г.

 

Открытие чемпионата было по-разному отмечено газетами: в одних оно стало титульной темой (Corriere della sera и La Repubblica, Corriere dello sport и Tuttosport), в других (La Stampa и La Gazzetta dello sport) тема была обозначена, но развитие получила на следующих полосах. Победа российской команды над Саудовской Аравией способствовала известности А. Головина, который занял почетное мес­то на первых полосах (см. рис. 4).

mediaalmanah.3.2019.7687-04.png

Рисунок 4. Газеты 15 июня 2018 г.

 

Однако бесспорным лицом чемпионата стал К. Роналду. Сначала внимание к нему было приковано в связи с игрой порту­гальской сборной и противостоянием с Л. Месси. Но после провала обеих сборных Роналду не ушел с первых полос, а наоборот обосновался там настолько прочно, что 11 июля, например, все газеты сделали его своим героем. Вызвано это было тем, что накануне была поставлена точка в будораживших Италию переговорах о переходе Роналду из «Реала» в «Ювентус» (см. рис. 5). И даже закрытие чемпионата не смогло заставить Tuttosport сменить лицо газеты. Другие же издания при всей сдержанности по отношению к французской сборной отвели место на первых полосах победе Франции, в том числе экстазу Э. Макрона на трибуне (см. рис. 6).

mediaalmanah.3.2019.7687-05.png

Рисунок 5. Газеты 11 июля 2018 г.

 

mediaalmanah.3.2019.7687-06.png

Рисунок 6. Газеты 16 июля 2018 г.

 

Однако несмотря на достаточно привлекательную и эмоционально окрашенную форму освещения чемпионата добиться значительного увеличения тиражей и распространения газетам не удалось (см. рис. 7). Без участия Италии и ее победы рекорд 2006 г. La Gazzetta dello sport, когда тираж ее основного выпуска и дополнительного составил 2,3 млн экз., остается недостижимым. Во время чемпионата в июле тиражи газет выросли, но в весьма скромных масштабах (от +9042 экз. у газеты La Stampa до +46586 экз. у La Gazzetta dello sport). Причина не только в отсутствии Италии на полях России, но и в стремительно меняющемся медийном пространстве, где сужается бумажный и всеохватывающим становится онлайн-сегмент. В связи с этим заслуживают внимания особенности освещения чемпионата отдельными СМИ в онлайн-пространстве. Выявление их на примере сайта газеты Il Fatto quotidiano, спецпроекта Rep:Alba Russa и онлайн-газеты Il Post позволяет сделать выводы о том, каким видели чемпионат и его хозяйку-Россию их интернет-пользователи.

mediaalmanah.3.2019.7687-07.png

Рисунок 7. Тиражи и рспространение ведущих ежедневных информациионных и спортивных газет (май−август 2018 г.)

 

Чемпионат в Интернете

В онлайн-версии известной левоцентристской газеты Il Fatto quotidiano, резкой в своей политической позиции, чемпионату были посвящены специальные руб­рики и блоги, представленные разными авторами. Среди них выделялся постоянно обновлявшийся объемный блог (32 выпуска) Леонардо Коэна «Россия 2018, мячи Путина» (Russia 2018, le palle di Putin). Его автор − известный журналист и в прошлом московский корреспондент.

В преддверии чемпионата в газете La Repubblica, лидирующей в итальянской онлайн-среде, появилась реклама спецпроекта: «Ежедневно, в 7 часов утра, в Вашей электронной почте Вы найдете Rep:Alba Russa со статьями наших корреспондентов из России, с рубриками наших авторов – спортивными и не только». Речь шла о специальном выпуске ньюслеттер, электронном приложении к газете La Repubblica которое было насыщено разностороннй информацией, связанной с чемпионатом. В нем были рубрики с преобладающим спортивным контентом (Parliamo di, Il Commento, Consigli di lettura, Agenda, Numero del giorno, La frase del giorno, Rassegna stampa, Fotonotizia, Social monitor) и рубрики с преоблада­ющим российским контентом (Mosca cieca, Insalata russa, Tovarish blooog!, Zar condicio, Volevo I pantaloncini, Matrioska). Среди последних наиболее постоянной и полноценной (30 выпусков) была рубрика Розальбы Кастеллати, московского корреспондента газеты, название которой (Mosca cieca) можно перевести как «Жмурки» или как «Москва потаенная».

Сравнительный анализ заголовков в ру­б­риках Л. Коэна и Р. Кастеллатти (см. табл. 2) дает представление не только о разных подходах к освещению чемпионата, но и об информационной предвзятости, об устойчивых антироссийских стереотипах на Западе.

 

Таблица 2. Заголовки материалов рубрик Mosca cieca (Rep: Alba Russa) и Russia 2018, le palle di Putin (Il Fatto quotidiano)

Дата

Mosca cieca (La Repubblica)*

Russia 2018, le palle di Putin

(Il Fatto quotidiano)

14.06.18

Дума заявляет: никакого секса с иностранцами

(La Duma avverte: niente sesso con gli stranieri)

15.06.18

Увеличиваются количество военных и НДС. Но запрещают негативные новости

(Aumentano i militari e pure l’Iva. Ma bando alle brutte notizie)

16.06.18

Искусство улыбки

(L’arte del sorriso)

Поражение Египта – это оскорбление для чеченского диктаторчика

(La sconfitta dell’Egitto è uno smacco per il dittatorello ceceno)

17.06.18

В Москве сходят с ума такси. И цены в меню

(A Mosca impazziscono i taxi. E pure I prezzi dei menu)

18.06.18

Парапетомания

(La transenna – mania)

Благодаря Мексике сегодня испытание: секс – это лучший допинг

(Grazie Messico, ora abbiamo le prove: è il sesso il miglior doping)

19.06.18

Перемирие с англичанами

(La tregua con gli inglesi)

Политические заключенные и манифестации − то, о чем не говорят СМИ

(Prigionieri politici e manifestazioni, quello che i media non dicono)

20.06.18

Рекордный болельщик (дутый)

(Il tifoso del record (soffiato))

Не вздумай упоминать Навального: тележурналист нарушил табу и был удален

(Guai a nominare Navalny: il telecronista rompe il tabù e viene allontanato)

21.06.18

Пивная засуха

(A secco di birra)

Аргентина и Перу на поле через 40 лет после результата 6:0, организованного Видела

(Argentina e Perù in campo 40 anni dopo quel 6-0 benedetto da Videla)

22.06.18

Внимание к названию

(Attenti al nome)

Между исчезнувшими ультрас, антидопинговыми перепалками и исландским хором

(Tra ultras spariti, bisticci antidoping e cori islandesi)

23.06.18

Безымянный

(L’innominato)

Цифровая коммуникация, красота. От web ничто не ускользает

(E la comunicazione digitale, bellezza. E al web non sfugge nulla)

24.06.18

Опасные связи

(Relazioni pericolose)

Русские поют и хвастаются безопасностью. И не боятся даже Роналду

(I russi cantano e ostentano sicurezza. Neanche Ronaldo fa paura)

25.06.18

Улица огней

(La “via delle Luci”)

Николай Старостин и Сталин. Тайна длиною в 75 лет

(Nikolaj Starostin e Stalin. Un segreto lungo 75 anni)

26.04.18

Чемпионы

(Campioni)

Цена чемпионата и модели, «скрытые» в КГБ и полиции

(Il prezzo del Mondiale e le modelle “nascoste” tra KGB e polizia)

27.06.18

Соревнование оракулов

(La gara degli oracoli)

Сомнение Владимира: болеть дома или идти на стадион? А если проиграют?

(Il dubbio di Vladimir: tifare da casa o andare allo stadio? E se si perde?)

28.06.18

«На наших полях вы не победите. Никогда»

(Sui nostri campi non vincerete. Mai)

У каждого своя Корея? Свой тренер и свои скелеты в шкафу

(A ciascuno la sua Corea? Il suo ct e I propri scheletri nell’armadio)

29.06.18

Битва экс-Сталинграда

(La battaglia dell’ex Stalingrado)

Пока футбол отдыхает царь великодушничает, а сербы затаили обиду

(Mentre il calcio riposa, lo zar fa il magnanimo e i serbi covano rancore)

30.06.18

День мертвых на Красной площади

(Il giorno dei Morti in piazza Rossa)

Аргентинское танго, Сампаоли от рая к аду

(Tango argentino, Sampaoli dal paradiso all’inferno)

01.07.18

Чемпионат сексизма

(I Mondiali del sessismo)

Сплетни о Путине, предложение тренеру России

(Pettegolezzi su Putin, promosso a ct della Russia)

02.07.18

Русский Че

(Il Che russo)

У Владимира свое оружие массового развлечения

(Vladimir ha la sua arma di distrazione di massa)

03.07.18

Игорь, скоро святой

(Igor, santo subito)

Япония прощается и благодарит. Чтобы узнать, кто победит, есть кот Ахилл

(Il Giappone saluta e ringrazia. Per sapere chi vince ora c’è Gatto Achille)

04.07.18

Утешительный шопинг

(La shopping di consolazione)

Прошлое Колумбии и призрак Криштиану Роналду

(Il passato della Colombia e il fantasma di Cristiano Ronaldo)

05.07.18

Где спит Ленин?

(Dove dorme Lenin?)

Угроза во время чемпионата

(L’intimidazione al tempo dei Mondiali)

06.07.18

Тройка хот-догов

(La trojka degli hot dog)

Боги «святые» и «мирские»: от набожного Гризманна до страстного Гисласона

(Dèi sacri e profani: da Griezmann, il devoto, alle notti caldi di Gislason)

07.07.18

Победа в полрубля

(Una vittoria da mezzo rublo)

Невезение существует. В футболе тоже

(La jella esiste. Anche nel calcio)

08.07.18

Почему они чистят?

(Perché puliscono?)

Гордость тренера Черчесова и Джеймс Бонд Кремля

(L’orgoglio del ct Cherchesov e il James Bond del Cremlino)

09.07.18

Спасибо

(Spasibo)

Годовщины, ампутированные пальцы и нервный газ

(Anniversari, dita amputate e gas nervino)

10.07.18

Проклятие Казани

(La maledizione di Kazan)

«Голдман сакс» ошибается в прогнозе. И не только в футболе

(Goldman Sachs non azzecca un pronostico. E non solo nel calcio)

11.07.18

Маленький русский Париж

(La “piccola Parigi” russa)

В этот раз Макрон должен благодарить детей из пригородов

(Questa volta Macron deve ringraziare i figli delle banlieue)

12.07.18

Трибуна Vip

(Tribuna Vip)

Хорватия знает, что значит сражаться

(La Croazia sa cosa vuol dire combattere)

13.07.18

Окно в Париж

(Una finestra su Parigi)

Чемпионат, который (не) меняет Владимира

(Il mondiale che (non) sta combiando Vladimir)

14.07.18

Путаница

(Fischi per fiaschi)

Новости не опубликованы, чтобы не испортить атмосферу чемпионата

(Le notizie non diffuse per non rovinare il clima dei Mondiali)

15.07.18

Грёза половины лета

(Sogno di mezz’estate)

Для Хорватии победа не единственная цель

(Per la Croazia la vittoria non è l’unico obiettivo)

16.07.18

И победителем становится…

(And the winner is…)

 

Заголовки Кастеллатти лаконичны, побуждают к чтению, как и интригующее название рубрики. Автор концентрирует внимание на оригинальности событий, а в поле зрения жизнь не только Москвы, но и других городов. В контенте присутствуют в умеренной форме антироссийские мотивы и стереотипы, но они не заданы заголовками, т.е. не афишированы. Можно выделить общий мотив – в России не так уж все плохо. В рубрике Коэна заголовки многословны и оценочны, в них присутствуют личности, как в названии его «говорящей» рубрики «Россия 2018, голы Путина». Все материалы пронизаны антироссийскими мотивами (запрет секса, отсутствие свободы слова, повышение цен, роль КГБ и полиции, страдания оппозиции, исторические экскурсы о Сталине и Старостине, и конечно, «царь» Путин). Блог Коэна − пример политизированного мейнстримовского подхода к освещению спортивного события с использованием самых расхожих на Западе антироссийских стереотипов и концентрацией внимания читателей на негативе.

Онлайн-газета Il Post отличается оригинальным форматом: частично она агрегатор, в ней обилие блогов и она насыщена информацией и комментариями. Ее директор – известный журналист и блогер Лука Софри. Во время чемпионата на сайте ежедневно появлялось несколько материалов, связанных с ним (от 1 до 9), а всего – 144. В них была представлена сбалансированная информация, серьезный комментарий и наименее стереотипизированный имидж России. В этом плане показательна статья Пьеро Треллини, которая называется «Превосходный чемпионат мира разрушенных мифов» и которая увидела свет 16 июля.

В заключение следует отметить, что образ чемпионата в рассмотренных газетах и онлайн-СМИ был мозаичным по тематике и многоцветным по тональности. Во многом это объясняется тем, что пресса Италии политически и спортивно поляризована.

На освещение чемпионата мира по футболу как спортивного события оказало влияние отсутствие итальянской сборной, поскольку оно шло на фоне широкого обсуждения проблем итальянского футбола – в частности, перехода Роналду в «Ювентус». В прессе оценка уровня чемпионата менялась по ходу игр, которые принесли много неожиданностей, связанных с неудачами как латиноамериканских команд (Бразилия и Аргентина), так и европейских, особенно Германии. Очевидна эмоциональная окрашенность позиций СМИ: от скептицизма до сарказма, от зависти до иронии. Основные титульные персонажи чемпионата – Головин (в начале), Роналду (на протяжении всего чемпионата и как игрок сборной Португалии, и как будущий игрок «Ювентуса»), многострадальный Месси, хитроумный Неймар, удачливый Мбаппе (в конце).

На отношение к России как организатору чемпионата оказал влияние тот образ, который уже существовал в Италии. И хотя в ряде СМИ годами формировались негативные стереотипы, тем не менее признанный специалистами высокий уровень организации чемпионата и здравомыслие отдельных журналистов способствовали созданию более сбалансированного образа России, чем в других западных странах. Можно говорить об умеренной антироссийской позиции СМИ, хотя в некоторых газетах и отдельных рубриках он был высоким. Оценки России как страны-хозяйки чемпионата находятся в широком диа­пазоне тех политических позиций, которых придерживаются, например, различные информационные издания. Поэтому у Il Fatto quotidiano – это достаточно негативный образ, у La Repubblica – умеренный, а у Il Post – ближе к положительному. Консо­лидирующей личностью образа России, безусловно, во всех изданиях стал образ В. Путина.

В целом, результаты исследования подтверждают, что на фоне обилия информации и все большей ее эмоциональной окрашенности спортивная аналитика трансформируется. В спортивных изданиях зачастую преобладают элементы зрелищного шоу, а в информационных изданиях, где прослеживается та же тенденция, но в более скромных размерах, весьма ощутимым остается политический ингредиент. Тем не менее можно говорить о том, что в итальянских СМИ с учетом всех обстоятельств нашел отражение многоликий и достаточно полный образ чемпионата 2018 г.

 

Примечания

1 Il calcio in fuorigioco? – Indagine sulla disaffezione del pubblico italiano nei confronti del “sistema calcio”. Focus in Media della Fondazione per la Sussidiarietà. – Milano, 2017.

2 Nielsen sports. Italy sport review. 2018. Режим доступа: https://www.nielsen.com/content/dam/nielsenglobal/it/docs/nielsen-sports-italy-sport-review-2018

3 AgCom. Osservatorio sul giornalismo. II edizione. 2017. P. 34.

4 AgCom. Argomenti trattati dalle testate online specializzate. 2018. P. 23.

5 https://ipse.com/webzit/webspo.html

6 lastampa.it/rf/image_lowres/Pub/p4/2019/04/01/Esteri

7 http://www.demos.it/a01572.php.

8 https://www.primaonline.it/2018/07/16/275072/mondiale-pier-silvio-berlusconi

 

Библиография

Алексеев К.А., Ильченко С.Н. Основы спортивной журналистики. М.: Аспект Пресс, 2016.

Баранов В.В., Слюсаренко Е.А. Спортивная печать Российской Федерации (1990−2000) // Типология периодической печати / под ред. М.В. Шкондина, Л.Л. Реснянской. М.: Аспект Пресс, 2007. С. 204−216.

Войтик Е.А. Спортивная медиакоммуникация в России в начале ХХI в. Томск: ИД ТГУ, 2013.

Войтик Е.А. Спортивный медиатекст: закономерности становления и парадигма развития: дис. … д-ра филол. наук. СПб, 2016.

Данилова М.Н. Влияние технологий на развитие отечественнных спортивных медиакоммуникаций // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2018. № 2. С. 92−111.

Спорт в зеркале журналистики. О мастерстве спортивного журналиста / сост. Г.Я. Солганик. М.: Мысль, 1989.

Табаринцева-Романова К.М. Парад в Москве сквозь призму итальянских СМИ // Изв. Уральск. фед. ун-та. Сер. 1: Проблемы образования. Науки и культуры. 2011. Т. 86. № 1. С. 119−122.

Черепанова Д.А. Эволюция политического имиджа России в средствах массовой информации современной Италии: автореф. дис. … канд. полит. наук. М., 2018.

 

Arceri M. (2016) Giornalismo e comunicazione dello sport. Roma: Ed.Universitalia.

Arceri M. (2011) Giornalismo sportivo. Teoria e tecnica: principi generali. Roma: Ed.Universitalia.

Balducci S. (2007) L’Industria della comunicazione sportiva. Analisi, teorie, metodologie e strumenti. Milano: FrancoAngeli.

Bianchini F. (2012) Medi@-calcio, 150 anni di giornalismo sportivo in Italia. Formato Kindle.

Biscardi A. (2015) Storia del giornalismo sportivo. Da Bruno Roghi a Gianni Brera. Siracusa: Morrone Editore.

De Luca M., Frisoli P. (2010) Sport in TV. Storia e storie dalle origini a oggi. Roma: RAI-ERI.

Pieranni F. (2018) “Press” a tutto campo. Storia, storie e personaggi del giornalismo sportivo italiano. Torino: Bradipolibri Editore.

Porro N., Martelli S., Russo G. (2016) Il Mondiale delle meraviglie. Calcio, media e società da “Italia ‘90” a oggi. Milano: FrancoAngeli.

Spalletta M., Ugolini L. (2013) Sportnews. Modi e mode del giornalismo sportivo italiano. Roma: UCSI.