Архив



Медиапотребление молодежи: теоретический обзор исследований (на примере Испании, Бразилии, Аргентины и Мексики)



Гелия Филаткина, Майя Давлетшина

Ссылка для цитирования: Филаткина Г.С., Давлетшина М.И. Медиапотребление молодежи: теоретический обзор исследований (на примере Испании, Бразилии, Аргентины и Мексики) // МедиаАльманах. 2019. № 3. С. 95−103.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.3.2019.95103

© Филаткина Гелия Сергеевна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры зарубежной журналистики и литературы факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), geliafilatkina@gmail.com

© Давлетшина Майя Ильдаровна
аспирантка кафедры теории и экономики СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), majsondavl@gmail.com



Ключевые слова: медиапотребление, цифровая молодежь, социальные сети, Интернет, ибероамериканские страны.



В статье проводится обзор и систематизация исследований, посвященных изучению медиапотребления молодежи в Испании, Бразилии, Аргентине и Мексике. Анализируемые материалы были опубликованы в научных журналах на испанском, португальском и английском языках за период с 2013 по 2018 г. Авторы делают вывод о том, что тема медиапотребления молодежи становится актуальной для ибероамериканских ученых, однако на ее изучение накладываются национальные особенности1.

 

Актуальность исследования

Политические, социальные и экономические трансформации способствовали значительному развитию Интернета и цифровых коммуникаций в Испании и крупнейших странах Латинской Америки. Так, в Испании с началом демократизации политической и общественной жизни резко возрос интерес населения к медиа­пот­реблению. Переход на цифровое вещание, рост числа интернет-пользователей (за 2008−2018 гг. на 26%, или 39,42 млн, что составляет 85% от общего населения страны)2 сделали Испанию одной из передовых европейских стран в этой области.

В свою очередь, латиноамериканские страны, повышая свою роль на международной арене, в том числе в составе крупных международных организаций, также стремятся совершенствовать свою комму­никационную инфраструктуру. Так, напри­мер, в Бразилии количество пользователей Интернета в 2017 г. достигло 149 млн (70,7% населения), в Аргентине этот пока­затель составил 41,6 млн (93,1%), а в Мек­сике – 85 млн (65%)3.

Во многом рост интернет-аудитории и в целом цифрового медиапотребления в ибероамериканских странах напрямую связан с появлением новой аудитории – детей и подростков, или поколения Z, согласно теории Н. Хоува и У. Штрауса (1992), родившегося после 2005 г. Молодые люди становятся главными потребителями медиакоммуникаций и социальных сетей. Так, согласно исследованию eMarketer, в 2018 г. 50% населения Мексики в возрасте от 0 до 11 лет имели доступ к Интернету не реже одного раза в месяц, тогда как в 2014 г. всего лишь 27,8% представителей данной возрастной категории имели доступ ко Всемирной сети4. Подростки в возрасте 12−17 лет находятся в лучшем положении: в 2018 г. доступ к онлайн-среде имели до 90% подростков (в 2014 г. этот показатель не превышал 84%).

Поскольку взросление поколения Z происходило и происходит в условиях цифровизации медиаиндустрии, что накладывает отпечаток на его социальное поведение, психологию и даже гражданскую позицию, это привлекает пристальное внимание исследователей из ибероамериканских стран.

 

Эмпирическая основа и методология анализа

Основной задачей данного исследования стал обзор, классификация и систематизация исследований, опубликованных в зарубежных журналах по коммуникации, психологии и педагогике с 2013 по 2018 г. Среди журналов выделяются Comu­ni­cación y Sociedad, Icono, Comuni@cción, Historia y Comunicación Social, Revista de la Asociación de Sociología de la Educación, Internacional de Tecnologías en la Educación, Contribuciones a las Ciencias Sociales, Comunicar, Revista de Estudios Sociales Contemporáneos, Icono, Actualidades Investigativas en Educación, Médica Clinica Las Condes, Estudos em Comuni­cação, Educação em Revista, Revista de Administração e Contabilidade da Unisinos, New Media & Society, Information, Commu­nication&Society, Global Media Journal, Nordicom.

Кроме того, в выборку попали некоторые исследования, проведенные телекоммуникационными, медиакомпаниями и государственными учреждениями ибероамериканских стран. Однако они были использованы прежде всего для понимания глобальных тенденций медиапотребления молодежи и его ибероамериканской специфики.

Эти исследования посвящены темам медиапотребления «цифровой молодежи», причинам выбора молодыми людьми тех или иных медиа, специфике использования детьми и подростками социальных сетей. Под «цифровой молодежью», согласно М. Пренски (2001), понимаются люди, родившиеся после цифровой революции, полностью погруженные в цифровую реальность и получающие информацию исключительно через цифровые каналы.

Всего было изучено 45 статей на испан­с­ком, португальском и английском языках, которые были найдены по ключевым словам «медиапотребление ”цифровой молодежи“ в Испании/Бразилии/Аргентине/Мексике», «медиапотребление поколения Z в Испании/Бразилии/Аргентине/Мексике». Статьи были проанализированы с помощью метода контент-анализа, который позволил классифицировать исследования по тематике, используемым методам и теоретическим подходам.

Результаты проведенного исследования научных работ могут быть полезны ученым, интересующимся не только ибероамериканской тематикой, но и в целом цифровым медиапотреблением детей и подростков, потреблением молодежью социальных сетей, методическими и тео­ретическими подходами к изучению медиапотребления разных возрастных аудиторий. Полагаем, что данные исследования должны быть введены в отечественный научный оборот, поскольку представляют актуальные тенденции медиапотребления «цифровой молодежи» в ибероамериканских странах, а их результаты позволяют сопоставить данные тенденции с молодежным медиапотреблением в других регионах мира и выявить региональные тренды.

 

Ключевые тематические направления в ибероамериканских исследованиях молодежного медиапотребления

Ученые из Испании, Бразилии, Аргентины и Мексики преимущественно фокусируются на поведении молодых людей в социальных сетях. В частности, 19 статей из 45 посвящены именно этому аспекту. Так, ученые стремятся выявить разницу в поведении мальчиков и девочек в социальных сетях. Например, в рамках исследования Kids Online Brazil(Sozio, Ponte, Sampaio, Senne et al., 2015) было выявлено, что девочки чаще, чем мальчики, делают свои профили в социальных сетях наиболее персональными, сообщая о себе больше личной информации (выкладывая в Сеть личные фотографии, номер телефона, домашний адрес).

Исследователей также волнует процесс выбора подростками интересующего их контента в Интернете (García-Jiménez, Tur-Viñes, Pastor, 2018; Yuste, 2016; Crovi Druetta, 2016; Dillon, 2013; Marcelino, Georgia, 2015; Barcelos, Vargas Rossi, 2014; Colás, González, de Pablos, 2013; Elías Arab, Díaz, 2015; Catalina-García, García, Montes, 2015; Hortigüela, Pérez Pueyo, 2015). Большое влияние на выбор молодых людей оказывают такие факторы, как социальная среда, школьное окружение и семья, в которой они растут.

Еще одно важное направление в исследованиях – совместное медиапотреб­ление как традиционных, так и новых медиа молодыми людьми (Bekeas, Vercesi Mader, Riegel, 2016; IFT, 20185). Ученые пытаются выявить, для каких целей используется тот или иной тип медиа. Нередко в таких исследованиях можно встретить термин «интерактивное поколение» (Genera­ción Interactiva) (Sala, Chalezquer, Artopoulos, 2014; Buckinhghan, Martínez-Rodríguez, 2015), обозначающий поколение, которое активно использует современные экранные технологии (компьютер, телевизор, игровую приставку, смартфон) для доступа к новой информации, различным развлечениям и образовательным программам.

Кроме этого, большое внимание уделяется психологическому здоровью подростков – в частности, рассматриваются особенности кибербуллинга и его влияние на психику детей (Nordicom, 20156; Elias Arab, Diaz, 2015; Cabello-Hutt, Cabello, Claro, 2017). Этот вопрос также анализируется с законодательной точки зрения, уделяется особое внимание защите прав детей в Интернете.

Нельзя не отметить и особый интерес исследователей к вопросу медиаграмотности и уровню медиаобразования в Испании, Бразилии, Аргентине и Мексике (Bujokas, Rothber, 2014; Gordo López, Parra, D’Antonio, 2015; Pini, Amaré, Cerdeiro, Terzian, 2016; Sesento García, 2015). Исследователи рассматривают степень представленности медиаобразования в школьных программах, умение школьников создавать медиаконтент, уровень медиаграмотности учащихся и его влияние на выбор ими контента массмедиа, а также влияние дигитализации на современный учебный процесс.

 

Теоретические рамки и методология исследований

В ходе обзора исследований было выявлено, что ученые из Испании, Аргентины, Бразилии и Мексики в основном базируются на поколенческой теории Н. Хоува и У. Штрауса (1992). Согласно данной тео­рии, существует несколько поколений – поколение X (1961−1982), поколение Y (1982−2004) и поколение Z (2005 г. по наст. вр.). В исследованиях, которые мы анализировали, акцент делался на изучении медиапотребления представителей поколения Z. Прежде всего, данное поколение отличает совершенно иное взаимодействие с современными технологиями, которые интуитивно ему более доступны и понятны, потому что это та реальность, к которой они привыкли с детства.

Ряд ученых (Catalina-Garciá, García, Montes, 2015; García-Jiménez, Tur-Viñes, Pastor, 2018; Elías Arab, Diaz, 2015) рассматри­вают проблемы медиапотребления молодежи в рамках теории использования и удовлетворения (Theory of Uses and Grati­fi­cations) (Katz, Blumer, Gurevitch, 1973). Согласно данной теории, медиапотребление непосредственно связано с определенными нуждами и запросами молодых людей. К числу данных запросов можно отнести желание получать информацию, развлекаться, общаться, выражать свою гражданскую позицию и участвовать в политических процессах страны.

Проанализированные нами исследования были выполнены с помощью трех методов – опроса, глубинных интервью, проведенных среди фокус-групп, и эксперимента. Нередко исследователи используют данные методы в совокупности (Barcelos, Vargas Rossi, 2014; León Duarte, Caudillo Ruíz, 2013; Paredes, Aguirre, Vitaliti, Strafile et al., 2015; Juárez, 2017; Lemus, 2017; IFT, 20187). Стоит отметить, что интервью и опросы проводятся не только среди молодых людей, но также среди родителей, официальных опекунов и школьных учителей.

 

Ключевые тенденции медиапотребления молодежи в ибероамериканских странах

Несмотря на широту и многоаспектность затрагиваемых тем, можно выделить несколько ключевых национальных особенностей исследований, посвященных медиапотреблению современной молодежи.

Испанские ученые приходят к выводу о том, что испанские дети и подростки все меньше потребляют печатные медиа, а остальные традиционные СМИ привлекают их внимание лишь тогда, когда представляют большой интерес (García Jiménez, Tur-Viñes, Pastor, 2018; Feijoo, 2015; Colás, González, de Pablos, 2013). Во многом иссле­дователи связывают это с наличием у подростков доступа в Интернет, где они быст­ро могут получить медиаконтент, в большинстве случаев бесплатно, в отличие, например, от печатной прессы. Интернет-пространство выступает в роли основного инструмента молодежного досуга, дополняемого телевидением, доступ к которому осуществляется не только с помощью телевизора, но и смартфонов и планшетов. Изменяется сама модель медиапотребления: она характеризуется все большей фрагментарностью, случайным доступом к новостной информации, к которой подростки зачастую получают доступ из социальных сетей (Lopez Talavera, 2014; Navarro-Abal, Rodríguez, 2014; Farina, 2015; Carvalho Delorme de, 2013; Catalina-García, García, Montes, 2015). В целом интерес к потреблению новостей имеется, однако данная потребность должна быть удовлетворена мгновенно.

Основываясь на теории использования и удовлетворения, испанские исследователи также отмечают, что для подростка быть информированным приравнивается к его участию в общественной и политической жизни страны. Иными словами, потребление информации (прежде всего новостной) у подростков связано с проявлением гражданской позиции (Marcelino, Georgina, 2015; Reig, Vilches, 2013).

Позицию испанских исследователей относительно фрагментарности потреб­ляемой молодежью новостной информации разделяют ученые из Аргентины. Совре­менное медиапотребление молодой аудитории носит случайный характер (выдвигается модель «случайных новостей» (noticias incidentales)), при котором большинство молодых людей потребляет новости в основном через социальные сети (Boczkowski, Mitchelstein, Matassi, 2016; Dillon, 2013; Paredes, Aguirre, Vitaliti, Strafile et al., 2015). Иными словами, медиаконтент молодежь получает на своем мобильном устройстве в рамках подключения к различным сетевым платформам, при этом специально не осуществляя поиск новостной информации через браузеры или новостные ресурсы. Исходя из данной модели поведения, ученые делают вывод о том, что молодые люди тратят незначительное количество времени на чтение и взаимодействие с журналистскими материалами.

Кроме проблемы новостного потребления молодежи, аргентинские исследования также подробно затрагивают тему медиаграмотности молодых людей и медиаобразования в учебных заведениях (Paredes, Aguirre, Vitaliti, Strafile et al., 2015; Romano, 2017; Sala, Chalezquer, Artopoulos, 2014; Hortigüela, Pérez Pueyo, 2015). Исследователи приходят к выводу о необходимости внедрения этого предмета в школах, а также проведения специальных мастер-классов для родителей по медиаграмотности с целью воспитания молодежи в новой цифровой среде.

Несмотря на быстрое развитие интернет-коммуникаций, для бразильской молодежи телевидение не теряет своих позиций как источник информации и инструмент развлечения. В этой связи стоит отметить исследования, посвященные изучению влияния телевизионной рекламы и маркетинговых коммуникаций на предпочтения детей и подростков (Borzekowski, Pires, 2018; Mejia, Pérez, Abad-Vivero, Kollath-Cattano et al., 2016; Gutierrez, Cooper, 2016).

Интернет и социальные сети в основном используются бразильскими подростками для коммуникации и развлечения (International Data on Youth and Media, 20178; Sozio, Ponte, Sampaio, Senne et al., 2015; Carvalho Delorme de, 2013). Кроме того, согласно исследованию Children in a Digital World, проведенному UNICEF в 2017 г., бразильские подростки и молодые люди в возрасте от 13 до 24 лет в основном используют Интернет для того, чтобы приобрести навыки, которые они не могут получить в школе (The State of the World’s Children, 20179).

О популярности социальных медиа в Бразилии говорится и в исследовании Kids Online Brazil (2015), которое проводилось в рамках глобального проекта Net Children Go Mobile и рассматривало поведение детей из Бразилии, Бельгии, Дании, Ирландии, Италии, Португалии, Румынии и Велико­британии. Согласно результатам исследования, Бразилия имеет наибольший процент детей в возрасте от 9 до 10 лет, у которых есть профили в социальных сетях. Больше половины опрошенных детей имеют более 100 виртуальных друзей в Facebook.

Аналогичная ситуация наблюдается в Мексике, где подростки в среднем прово­дят у экранов смартфонов по 4 ч. 46 ми­н. в день (IFT, 201810). Однако, как и в Бразилии, потребление телевидения сохраняется: в течение недели подростки предпочитают использовать смартфоны, а по выходным смотреть телевизор вмес­те с семьей и друзьями.

Проблема медиапотребления современных детей и подростков интересует не только ученых, но и телекоммуникацион­ные агентства, которые во главе с IAB Mexico («Интерактивное рекламное бюро. Мексика») при спонсорской поддержке крупнейшей в стране телекорпорации Televisa уже девять лет проводят ежегодные исследования Estudio de Consumo de Medios y Dispositivos («Изучение потребления медиа и гаджетов») среди мексиканцев разных возрастных категорий. Последний отчет, подготовленный с помощью метода интервью среди 190 человек в возрасте 13−17 лет, показал, что мексиканские подростки оказались в большой степени зависимыми от своих мобильных устройств; они преж­де всего потребляют видеоконтент независимо от его продолжительности; эта категория пользователей является наибо­лее активной, во многом благодаря широкому использованию социальных сетей и мессенджеров. В меньшей степени данная аудитория привлекательна для рекламодателей, т.к. она минимально совершает покупки в Интернете, а если и совершает, то оплачивает их с помощью баланса своего мобильного устройства11.

Мексиканские ученые также изучают мотивацию использования смартфонов молодыми людьми (Leiva Soto, Benavides, Wilkinson, 2017). При этом они выделяют три архетипа пользователей – традицио­налисты, музыканты и эксперты. Тради­цио­налисты используют возможности современных технологий для того, чтобы вести частную жизнь, находящуюся вне контроля родителей. Музыканты с помощью смартфона прослушивают музыкальный контент. Некоторые исследователи (Bañales, González-Moreno, Quiles, 2015) отмечают возрастающую роль музыкальных онлайн-сервисов, которыми регулярно пользуется мексиканская молодежь. Третья категория – эксперты – это молодые люди, которые увлекаются технологиями, следят за новинками и используют практически все функции своего телефона.

Таким образом, медиапотребление «цифровой молодежи» представляет большой интерес для исследователей из Испании, Бра­зилии, Аргентины и Мексики. Иссле­дователи из этих стран проводят с коллегами из европейских, американских и азиатских исследовательских центров совместные исследования, что позволяет им взглянуть на проблему медиапотребления современной молодежи в глобальном контексте, а также продемонстрировать определенные тенденции развития цифровизации общества и роли самой молодежи в этих процессах.

Объединяющим испанские и латиноамериканские исследования медиапотребления молодежи фактором является составление рекомендаций для образовательных учреждений, родителей и опекунов по воспитанию молодого поколения в новой цифровой реальности, по предупреждению возможных рисков и защите молодежи на различных уровнях (законы, семья, школа). По мнению ученых, в условиях интенсивного развития цифровых технологий важно гармонизировать взаи­моотношения молодежи с традиционными и новыми медиа для полноценного развития личности. Большое внимание уделяется угрозам, которые таятся во влия­нии массмедиа на представителей молодо­го поколения. Стоит также отметить схожие теоретические и методологические подходы к анализу.

Вместе с тем, динамично развива­ющие­ся ибероамериканские страны требуют подробного изучения и сравнения с ситуацией в молодежном медиапотреблении в других странах для четкого выделения региональных трендов. Во всех четырех анализируемых странах ощущается значительный пробел в исследованиях, посвященных сопоставлению особенности медиапотребления молодежи и представителей других поколений. Также, ввиду междисциплинарности темы, ученым следует расширять теоретические рамки исследований, привлекая концепции из смежных дисциплин (например, психологии и конфликтологии).

 

Примечания

1 Исследование выполнено за счет средств гранта Российского научного фонда (проект № 18-78-10090).

2 Всемирный банк, данные за 2018 г. Режим доступа: https://data.worldbank.org/indicator/IT.NET.USER.ZS?locations=ES (дата обращения: 10.01.2019).

3 Internet World Stats, 2018. Режим доступа: https://www.internetworldstats.com/south.htm (дата обращения: 20.02.2019).

4 Geifman A. (2015) Niños digitales. Forbes. Режим доступа: https://www.forbes.com.mx/ninos-digitales/ (дата обращения: 20.12.2018).

5 Estudios sobre oferta y consumo de programación para público infantil en radio, televisión radiodifundida y restringida. Insituto Federal de Telecomunicaciones (IFT), 2018. Режим доступа: http://www.ift.org.mx/sites/default/files/contenidogeneral/comunicacion-y-medios/estudiossobreprogramacionparapublicoinfantil2017300418_1.pdf (дата обращения: 05.01.2019).

6 A Panorama of Media Education in Brazil, Portugal and Spain. Nordicom, 2015. Режим доступа: http://www.nordicom.gu.se/sites/default/files/publikationer-hela-pdf/agents_and_voices.pdf (дата обращения: 14.01.2019).

7 Estudios sobre oferta y consumo de programación para público infantil en radio, televisión radiodifundida y restringida. Instituto Federal de Telecomunicaciones, 2018.

8 International Data on Youth and Media. (2017) International Central Institute for Youth and Educational Television (IZI). Режим доступа: http://www.br-online.de/jugend/izi/english/International%20Data%20on%20Youth%20and%20Media.pdf (дата обращения: 20.01.2019).

9 The State of the World’s Children. Children in a Digital World, 2017. Режим доступа: http://www.unicef.org/SOWC2017 (дата обращения: 05.01.2019).

10 Estudios sobre oferta y consumo de programación para público infantil en radio, televisión radiodifundida y restringida. Instituto Federal de Telecomunicaciones (IFT), 2018.

11 Estudio de Consumo de Medios y Dispositivos (2018). Режим доступа: http://www.iabmexico.com/estudios/infografia-estudio-consumo-medios-dispositivos-2018/ (дата обращения: 20.02.2019).

 

Библиография

Bañales F.T., González-Moreno P., Quiles O.L. (2015) Music Consumption and Informal Music Education of Mexican Students through ICT. Revista Electrónica de Investigación Educativa17 (2): 76−88.

Barcelos R.H., Vargas Rossi C.A. (2014) Mídias sociais e adolescentes: uma análise das consequencias ambivalentes e das estratégias de consume. Revista de Administração e Contabilidade da Unisinos 11 (2): 93−110. DOI: 10.4013/base.2014.112.01

Bekesas W.R., Vercesi Mader R., Riegel V. (2016) Media and Cultural Consumption by Young Students in the City of São Paulo, Brazil: Evidence of Digital Divide, Possibilities of Cosmopolitanism. Global Media Journal – Canadian Edition 9 (1): 119−133.

Boczkowski P., Mitchelstein E., Matassi M. (2016) El medio ya no es medio ni mensaje. Anfibia. Режим доступа: http://revistaanfibia.com/ensayo/medio-ya-no-mensaje/ (дата обращения: 03.01.2019).

Borzekowski D.L.G., Pires P.P. (2018) A Six Country Study of Young Children’s Media Exposure, Logo Recognition, and Dietary Preferences. Children and Media 12 (2): 143−158. DOI: https://doi.org/10.1080/17482798.2018.1425730

Buckinhghan D., Martínez-Rodríguez J.B. (2015) Jóvenes interactivos: Nueva ciudadanía ente redes socials y scenarios escolares. Comunicar 40: 10−13. DOI: http://dx.doi.org/10.3916/C40-2013-02-00

Bujokas A. de S., Rothber D. (2014) Media Education and Brazilian Educational Policies for the Enhancement of Learning. Communicar 22 (43): 113−122. DOI: 10.3916/C43-2014-11

Cabello-Hutt T., Cabello P., Claro M. (2017) Online Opportunities and Risks for Children and Adolescents: The Role of Digital Skills, Age, Gender and Parental Mediation in Brazil. New Media & Society 20 (7): 2411−2431. DOI: 10.1177/1461444817724168

Carvalho Delorme de M. I. (2013) As crianças e as notícias da teñevisao. Educação em Revista 1 (29): 205−223. DOI: 10.1590/S0102-46982013000100010

Catalina-García B., García A., Montes M. (2015) Jóvenes y consumo de noticias a través de Internet y los medios sociales. Historia y Comunicación Social 20: 601−619. DOI: 10.5209/rev_HICS.2015.v20.n2.51402

Colás P., González T., de Pablos J. (2013) Juventud y redes sociales: Motivaciones y usos preferentes. Comunicar40 (20): 15−23. DOI: http://dx.doi.org/10.3916/C40-2013-02-01

Crovi Druetta D. M. (2016) Redes Sociales Digitales: Lugar de encuentro, expresión y organización para los jovenes. Ediciones La Biblioteca, México.

Dillon A. (2013) Los vínculos y la conversación 2.0: Miradas de adolescentes argentinos sobre Facebook. Global Media Journal México 10 (19): 43−68.

Elías Arab L., Díaz G. A. (2015) Impacto de las redes sociales e internet en la adolescencia: aspectos positivos y negativos. Médica Clínica Las Condes 26 (1): 7−13.

Farina V. (2015) Jóvenes y consumo de medios… ¿en dónde quedó la TV? VIII Seminario Regional (Cono Sur) Alaic “Politicas, Actores y Prácticas de la Comunicación: Encrucijadas de la Investigación en America Latina, 27 y 28 de agosto 2015, Córdoba, Argentina. Режим доступа: http://www.alaic2015.eci.unc.edu.ar/files/ALAIC/EJE7/alaic_-_7-5.pdf (дата обращения: 03.01.2019).

Feijoo F. B. (2015) La prensa digital y las redes sociales en la actividad 2.0 de los menores Gallegos. Icono14 (13): 208−246. . DOI: 10.7195/ri14.vi3i1.739

García-Jiménez A., Tur-Viñes V., Pastor Y. (2018) Consumo mediático de adolescentes y jóvenes. Noticias, contenidos audiovisuales y medición de audiencias. Icono 14, vol. 16 (1): 22−46. DOI: 10.7195/ri14.v16i1.1101

Gordo López Á., Parra P., D’Antonio S. (2015) Niños, familias y educación digitales: el Nuevo tridente para la convergencia de la sociedad de la información en España. Revista de la Asociación de Sociología de la Educación25 (3): 326−346.

Gutierrez K. M., Cooper T. V. (2016) The Use of Social Networking Sites: A Risk of Factor for Using Alcohol, Marijuana, and Synthetic Cannabinoids? Drug and Alcohol Dependence 163: 247−250. DOI: 10.1016/j.drugalcdep.2016.03.021

Hortigüela D., Pérez Pueyo Á. (2015) Uso de las redes sociales como elemento formativo en el aula: Análisis de la motivación del alumnado universitario. Icono 13: 95−115. DOI: https://doi.org/10.7195/ri14.v13i2.788

Howe N., Strauss W. (1992) Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: Quill.

Juárez V. (2017) Primera Encuesta Nacional sobre Consumo de Medios Digitales y Lectura entre Jóvenes Mexicanos. Режим доступа: http://leerenpantalla.com/primera-encuesta-nacional-consumo-medios-digitales-lectura-entre-jovenes-mexicanos/ (дата обращения: 03.01.2019).

Katz E., Blumer J.G., Gurevitch M. (1973) Uses and Gratifications Research. Public Opinion Quarterly: 37 (4): 509−523. DOI: https://doi.org/10.1086/268109

Leiva Soto R., Benavides C., Wilkinson K.T. (2017) Young Hispanics’ Motivations to Use Smartphones: A Three-Country Comparative Study. Communication and Society 30 (4). Режим доступа: https://www.unav.es/fcom/communication-society/en/resumen.php?art_id=650 (дата обращения: 06.01.2019). DOI: 10.15581/003.30.3.13-26

Lemus M. (2017) Jóvenes frente al mundo: Las tecnologías digitales como soporte de la vida cotidiana. Revista Latinoamericana de Ciencias Sociales, Niñez y Juventud 15 (1): 161−172. DOI: 10.11600/1692715x.1510902022016

León Duarte G.A., Caudillo Ruíz D. (2013) Relaciones interactivas, internet y jóvenes de Secundaria en México: primera oleada sobre usos, consumos, competencias y navegación segura de internet en Sonora. Internacional de Tecnologías en la Educación 2 (1): 41−50.

Lopez Talavera M.M. (2014) Influencia de la televisión en niños y preadolescentes: aspectos deontológicos y psicosociales. Icono 15: 149−164.

Marcelino M., Georgina V. (2015) Migración de los jóvenes españoles en redes sociales, de Tuenti a Facebook y de Facebook a Instagram. La segunda migración. Icono 13: 48−72. DOI: ri14.v13i2.821

Mejia R., Pérez A., Abad-Vivero En., Kollath-Cattano C. et al. (2016) Exposure to Alcohol Use in Motion Pictures and Teen Drinking in Latin America. Alcohol Clin Exp Res 40 (3): 631−637. DOI: 10.1111/acer.12986

Navarro-Abal Y., Rodríguez J.A.C. (2014) El efecto socializador del medio televisivo en jóvenes. Influencia de las conductas de gestión del conflicto mostradas por personajes de series de ficción. Áreas Abierta 14 (1): 25−42.

Paredes A., Aguirre J., Vitaliti J. M., Strafile S. et al. (2015) Redes personales digitales y contexto escolar. Estudio de un grupo de adolescentes de Mendoza (Argentina). Revista de Estudios Sociales Contemporáneos12: 141−160.

Pini M., Amaré A., Cerdeiro C., Terzian C. (2016) Consumos digitales de los jóvenes: ¿puentes o muros para la enseñanza escolar? Propuesta educativa (Online) 46: 84−92.

Prensky M. (2001) Digital Natives, Digital Iimmigrants. Part 1. On the Horizont 9 (5): 1−6.

Reig D., Vilches L.F. (2013) Los jóvenes en la era de la hiperconectividad: tendencias, claves y miradas. Fundación Telefónica. Fundación Encuentro, Madrid.

Romano M.B. (2017) Educación y medios en la escuela secundaria argentina: la mirada de los estudiantes. Actualidades Investigativas en Educación 3 (17): 1−33. DOI: 10.15517/AIE.V17I3.29109

Sala X.B., Chalezquer C.S., Artopoulos A. (2014) La generación interactiva en Argentina: niños y adolescentes ante las pantallas. Archivos Analíticos de Políticas Educativas 22: 1−19.

Sesento García L. (2015) La influencia de los medios de comunicación en los jóvenes. Contribuciones a las Ciencias Sociales 29. Режим доступа: http://www.eumed.net/rev/cccss/2015/03/informacion-jovenes.html (дата обращения: 03.01.2019).

Sozio M.E., Ponte C., Sampaio I.V., Senne F., et al. (2015) Children and Internet Use: A Comparative Analysis of Brazil and Seven European Countries. EU Kids Online.

Yuste B. (2016) Las nuevas formas de consumir información de los jóvenes. Injuve 108: 179−191.