Архив



Новые технологии в практике журналистов российских региональных газет



Александр Колесниченко, Ольга Смирнова, Луиза Свитич, Дарья Фомина

Ссылка для цитирования: Колесниченко А.В., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Фомина Д.А. Новые технологии в практике журналистов российских региональных газет // МедиаАльманах. 2019. № 5. С. 42−55.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2019.4255

© Колесниченко Александр Васильевич
кандидат филологических наук, доцент кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), april-7@yandex.ru

© Смирнова Ольга Владимировна
кандидат филологических наук, доцент, зав. кафедрой периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), smirnova.olga@smi.msu.ru

© Свитич Луиза Григорьевна
доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), svitichb@yandex.ru

© Фомина Дарья Александровна
соискатель кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), journ-press@yandex.ru



Ключевые слова: медиаконвергенция, трансформация журналистской деятельности, региональные СМИ, цифровые технологии, соцсети.

Статья посвящена использованию новых технологий в работе журналистов российской региональной прессы (областных, республиканских, краевых газет). На основе опроса 93 журналистов из 26 изданий 13 регионов показано, что, хотя перемены в профессии воспринимаются как кардинальные, занимаются журналисты прежде всего традиционными видами работы – написанием и редактированием текстов и участием в редакционных совещаниях.

 

Введение

Журналистика – одна из тех сфер деятельности, где влияние цифровых технологий уже проявилось наиболее сильно. С конца 1990 гг. Интернет постепенно становился ключевой средой и для сбора информации, и для публикации материалов, и для взаимодействия с ньюсмейкерами и коллегами. Ставшие же популярными в конце 2000 гг. социальные сети многократно увеличили и число авторов, обращающихся к массовой аудитории, и объем производимого контента, вынуждая журналистов искать новые способы борьбы за внимание аудитории.

Происходящие перемены уже почти два десятилетия находятся в центре внимания исследователей журналистики. Однако это внимание сфокусировано главным образом либо на системной трансформации медиаотрасли и медиапотребления (Лукина, Фомичева 2005; Лукина (ред.), 2013; Амзин, 2016; Баранова, 2014; Vartanova, Cherevko, Tolokonnikova, Dunas, 2019 и др.), либо на новых форматах журналистской продукции (Уланова, 2017; Сотникова, 2014; Кульчицкая, Галустян, 2016; Лукина, 2009; Амзин, 2013 и др.), либо на стратегиях СМИ в новых условиях (Вирен, 2009; Галустян, 2012; Смирнова, 2013, Полынов, 2017; Вартанова, 2017 и др.).

Уже признано, что для онлайн-среды нужно иначе готовить материалы (Вырковский, Любимцева, 2015), иначе управлять журналистами (Вырковский, 2013, 2015) и обучать студентов на факультетах журналистики (Корнев (ред.), 2016). Признана также значимость соцсетей и для поиска информации, и для продвижения журналистской продукции (Разумова, 2014; Дьяченко, 2016 и др.).

В зарубежных исследованиях выявлено, что распространенной реакцией на перемены в редакциях стала попытка менедж­мента «оптимизировать» выпуск журналистской продукции в ущерб творческой составляющей журналистской работы (Gade, Raviola, 2009; Weezel, 2009). Отмечено, что перемены в очень различной степени затронули как редакции, так и деятельность отдельных журналистов (Ekdale, Singer, Tully, Shawn, 2015; Singer, 2004), столь же неравномерна удовлетворенность новыми условиями работы (Ternes, Peterlin, Reinardy, 2017). У журналистов разных стран различается восприятие важности для журналиста навыков работы в Интернете: так, по результатам одного из исследований для эстонских журналистов эти навыки наиболее важные, для немецких – наименее важные (Örnebring, 2018). Высказывается также точка зрения, что корректнее говорить не о трансформации журналистской профессии, а о ее адаптации к новым технологиям, т.к. информация все равно собирается прежде всего при личном контакте либо по телефону, хотя информационные поводы в основном берутся из Интернета, а вместо факсов используют электронную почту и мессенджеры (Reich, 2013).

Технология же журналисткой работы в новых условиях исследовалась в гораздо меньшей степени. Известно о расхождениях между заявленным уровнем инновационности в медиа и фактическим положением дел, инерцией и нежеланием журналистов менять ритм работы и брать на себя дополнительные обязанности, межпоколенческих конфликтах в редакциях (Каллиома, 2011, 2013; Lischka, 2015). Проведенный в 2017 г. опрос журналистов общероссийских СМИ выявил такие перемены в технологии работы этих средств массовой информации: коммуникация между сотрудниками и с ньюсмейкерами ушла в мессенджеры, инфоповоды все чаще находят в соцсетях, среди необходимых журналисту навыков названы работа с базами данных и системами управления сайтом, а также умение готовить публикации различного формата (новость, видеотрансляция, аналитика) для различных платформ (бумага, сайт, соцсети) (Вырковский, Галкина, Колесниченко, Образцова и др., 2017). При этом в практической работе значение конвергенции все еще не столь велико: исследование методом реконструкции рабочей недели журналистов Москвы и городов-миллионников показало, что лишь 15% за это время делали фотографии и лишь 2% записывали видео или аудио, а остальные занимались исключительно подготовкой текстов (Галкина, Вырковский, Колесниченко, Образцова и др., 2016).

Перемены же в технологии работы журналистов российских региональных и местных газет исследовались крайне редко (Копылов, 2013; Свитич, 2015). Даже несмотря на то, что эти издания являются опорой российской медиасистемы, т.к. граждане читают прежде всего региональные и местные, а не общероссийские СМИ. Исследование, проведенное на факультете журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, призвано заполнить этот пробел и дать представление о распространенности и востребованности новых технологий в работе журналистов региональных изданий.

Гипотезы исследования таковы:

  • Новые технологии достаточно широко распространены в практике региональных журналистов;
  • Различные новые технологии по-разному востребованы региональными журналистами;
  • Технологическая «продвинутость» различных журналистов существенно отличается, причем молодежь в целом более «продвинута», чем журналисты старшего возраста;
  • Новые технологии играют прежде всего вспомогательную роль в работе журналистов, оставляя сущность журналистской работы неизменной.

 

Методология исследования

Исследование проводилось во второй половине 2018 г. методом анкетирования. В выборку попало 13 регионов, в которых были отобраны ведущие региональные (республиканские, краевые, областные) газеты, всего 26 газет, издающихся в цент­рах субъектов Российской Федерации: Архангельске, Барнауле, Екатеринбурге, Иркутске, Нижнем Новгороде, Перми, Саратове, Смоленске, Ставрополе, Тамбове, Томске, Челябинске, Якутске. Выбор именно этих городов обоснован желанием сделать гео­графию исследования максимально сбалансированной, охватив северные, южные, центральные, западные и восточные регионы1.

В целом исследование «Авторская и редакторская деятельности регионального журналиста» было посвящено различным аспектам творческой деятельности и личности журналиста (Лащук, Смирнова, 2018; Лащук, Смирнова, Свитич., Шкондин, 2018; Свитич, Смирнова, Шкондин, 2019). В ряду задач было и изучение вопросов, касающихся степени участия журналистов в конвергентных процессах редакции, видов работы, которыми приходится заниматься в новых технологических условиях, степени владения различными компьютерными программами и сервисами, а также саморефлексии журналистов по поводу происходящих перемен в профессии. Этот аспект проекта и является предметом данной статьи.

В регионах анкетирование проводилось сотрудниками местных факультетов журналистики2. Всего было собрано 93 анкеты, однако не все респонденты ответили на все вопросы. Поэтому далее к каждой из таблиц дано пояснение по поводу того, является ли результат долей от числа опрошенных или долей от числа ответивших на данный вопрос, и если результат приведен от числа опрошенных, сумма показателей может не достигать 100% из-за отсутствия ответов от части респондентов.

 

Результаты исследования: процессы конвергенции в редакции

Для удобства восприятия результаты исследования приведены в таблицах 1−7 и представлены как по выборке в целом, так и в зависимости от возраста, пола и опыта работы респондентов.

Сначала проанализируем степень включенности журналистов в конвергентные процессы (см. табл.1).

Как видим, подавляющее большинство опрошенных журналистов региональных изданий заняты подготовкой публикаций для сайта издания. Однако примечательно, что более чем для трети журналистов сайт не является основной платформой для публикации материалов. Это может свидетельствовать о сохраняющемся приоритете бумажной версии издания над электронной, о доминировании во многих изданиях подхода print first в противовес digital first.

Как показывают данные исследования, есть незначительная корреляция между участием в подготовке публикаций для сайта и возрастом и опытом работы. Журналисты старшего возраста реже включены в эту работу, хотя даже среди респондентов этой группы более половины сообщили, что они занимаются такой работой. То есть необходимо признать, что в работу над сайтом вовлечены журналисты всех поколений, а не только молодежь. Возможно, это связано с тем, что нынешние 50−60-летние журналисты застали появление Интернета в 30−40 лет и успели адаптироваться в новых условиях.

Конкретные виды работ, в которые вовлечены журналисты, перечислены в таб­лице 2. Как видим, наиболее распространенными видами деятельности журналистов являются подготовка текстов, использование диктофонов, участие в редколлегиях и редактирование текстов других сотрудников и внештатных авторов. Это все – традиционные виды журналистской работы, существовавшие и до появления интернет-технологий.

Среди практик, связанных с цифровыми технологиями, наиболее популярными являются такие, как общение с аудиторией посредством электронной почты и соцсетей, ведение сайта издания и размещение на нем фотоконтента. Заняты этими видами деятельности меньшинство журналистов, хотя и довольно значительная доля (от четверти до трети). Значительно меньше журналистов занимаются подготовкой видеоконтента, а также аудиоподкастингом. Возможно, это связано с отсутствием необходимых для этого навыков либо с меньшим вниманием редакции к этим видам контента по сравнению с текстами.

Закономерным можно назвать то, что журналисты старшего возраста чаще редактируют чужие материалы (часто это заведующие отделами), а молодежь (рядовые сотрудники) чаще снимает фото и видео. Но по многим видам активности значимой разницы между молодежью и журналистами старшего возраста нет, а самыми технологически «продвинутыми» и вовсе оказались журналисты среднего возраста. Возможно, здесь имеет место оптимальное сочетание цифровых и базовых журналистских компетенций. Также следует отметить, что мужчины несколько более активны в применении цифровых технологий и чаще выполняют редакторскую работу. Это может быть связано как с общей предрасположенностью к использованию технологий у мужчин (хотя это распространенное представление опровергается в том числе данным исследованием), так и с тем, что мужчины чаще в редакциях занимают руководящие позиции (несмотря на заметное преобладание женщин в редакционном штате).

Далее респондентам предлагалось оценить уровень их компьютерной грамотности (см. табл. 3).

Почти половина журналистов оценили свой уровень компьютерной грамотности как высокий и менее десятой части – как низкий. То есть в большинстве своем журналисты считают себя «продвинутыми» пользователями. Хотя пользуются они, как правило, весьма ограниченным набором сервисов (см. табл. 4).

Молодежь чаще определяет свой уровень компьютерной грамотности как высокий, хотя примерно треть журналистов старшего возраста также высоко оценивают свой уровень. В случае с мужчинами и женщинами ситуация примерно равная. Здесь, возможно, играет роль также разница в восприятии понятия «высокий уровень». Для одного это – поставить материал на сайт, для другого – сделать сайт.

Важный вопрос исследования был связан с использованием разных программ и сайтов (см. табл. 4). Из ответов следует, что большинство журналистов по уровню использования компьютерных технологий ближе к обычным пользователям, нежели к специалистам в этой сфере. Журналисты в своей практике используют прежде всего поисковые программы, текстовые редакторы, соцсети и мессенджеры. Меньшинство используют программы управления контентом сайта, приложения для обработки изображений, сервисы показа обновлений или видеосвязь. Что же касается программ для специалистов, работающих с информацией, то популярность этих программ очень невелика. Так, крайне малая часть журналистов пользуются сервисами хранения заметок или напоминаний, приложениями для обработки звука или видео,
а также программами управления задачами.

Проанализируем эту информацию по группам ответивших журналистов (см. табл. 5).

Здесь вновь наиболее технологически «продвинутыми» оказались журналисты среднего возраста (35−49) с опытом работы 10−20 лет. Также примечательно, что по целому ряду активностей (сервисы показа обновлений, хранения заметок, напоминаний) журналисты старше 50 лет превосходят молодежь (18−34 года).

В программе исследования также ставилась задача выяснить отношение журналистов к изменениям в журналистской деятельности в связи с новыми технологическими условиями (см. табл. 6). Почти половина респондентов склонны считать, что труд журналистов изменился кардинально. Особенно часто перемены замечают молодые журналисты. Возможно, это связано с меньшим опытом работы и распространенной в молодежной среде «неоманией», когда новые технологии идеализируются, а старые – отрицаются.

Что же касается результатов такого влия­ния, то здесь мнения респондентов были различны (см. табл. 7). В основном респонденты склонны считать влиянии новых технологий позитивным. Так, технологии облегчают поиск информации, ускоряют ее передачу, улучшают возможности связаться с экспертами, побуждают журналистов постоянно учиться. Хотя отмечается, что информация становится все более вторичной, клонируемой, процесс создания текстов стал менее творческим, а работать необходимо интенсивнее, укладываться в более сжатые сроки, что не может не сказываться на качестве. Безусловно, молодежь воспринимает цифровую среду как естественную, однако позитивные аспекты перемен отмечают представители всех групп респондентов.

 

Выводы и перспективы исследования

Подтвердились первые две гипотезы – о распространенности технологий и о различной степени востребованности технологий разными группами журналистов. Прак­тически все журналисты в той или иной мере заняты в подготовке материалов для сайта издания, а поиск в Интернете и переписку в мессенджерах и соцсетях журналисты используют гораздо активнее, чем программы редактирования видео и звука, планировщики задач и «напоминалки».

Третья гипотеза не подтвердилась, т.к. существенных различий в технологической «продвинутости» молодежи и журналистов старшего возраста не выявилось, а наиболее «продвинутыми» оказались журналисты среднего возраста. При этом гендерная принадлежность влияет на использование и восприятие цифровых технологий незна­чительно, мужчины и женщины владеют новыми технологиями примерно в равной степени.

Четвертая гипотеза подтвердилась частично. Респонденты, с одной стороны, говорят о кардинальных переменах, с другой − основные практики журналистов ближе к традиционным процессам, а технологии просто меняют инструментарий. Так, на смену писем в редакцию пришли электронная почта, мессенджеры и соцсети, а вместо библиотеки и досье – интернет-ресурсы. Но занимаются журналисты в основном тем же, чем и несколько десятилетий назад, когда Интернета не было, – написанием и редактированием текстов, участием в редакционных совещаниях и т.п. Не случайно главным инструментом современного журналиста остается диктофон, а не фотоаппарат или видеокамера (сами по себе или встроенные в смартфон).

Таким образом, можно сделать вывод о сохранении сущности профессии журналис­та как деятельности по сбору, обработке и распространению социально значимой информации.

Современный российский журналист регионального издания остается прежде всего производителем текстов, для подготовки которых он общается с людьми и записывает беседы на цифровой диктофон. Интернет используется в основном как среда для поиска информации и публикации материалов. Влияние новых технологий проявилось главным образом в повышении интенсивности работы, увеличении доли вторичной информации и замене читательских писем на общение с аудиторией в соцсетях. Однако прогнозируемого некоторыми исследователями превращения журналиста из производителя собственного контента в редактора и распространителя пользовательского контента пока что не произошло. По крайней мере в случае с российскими региональными изданиями.

Проведенное исследование достаточно масштабно, чтобы можно было говорить о выявлении ряда тенденций и понимании основных процессов, однако представляется желательным проведение дополнительных исследований, которые помогут уточнить степень и характер происходящих перемен, а главное − эффекты влияния новых технологий на деятельность отдельных групп журналистов. Важным также представляется дальнейшее выявление региональной специфики в использовании новых технологий особенно с учетом территориальной протяженности и культурного разнообразия России.

 

Таблица 1. Ответы на вопрос: «Если Ваша редакция готовит публикации для интернет-сайта, приходится ли Вам лично участвовать в этом?» (в % к числу ответивших на вопрос)

Вариант ответа

В целом

Возраст 18−34

Возраст 35−49

Возраст 50+

Мужчины

Женщины

Опыт работы
до 10 лет

Опыт работы
11–20 лет

Опыт работы
свыше 20 лет

Да, я включен
в эту работу

63

61

80

52

71

62

70

70

54

Отчасти

27

28

16

30

11

26

20

20

33

Нет

10

11

4

18

18

12

10

10

13

 

Таблица 2. Ответы на вопрос: «Чем из перечисленного ниже Вам лично приходится заниматься?» (в % к числу опрошенных)

Вариант ответа

В целом

Возраст 18−34

Возраст 35−49

Возраст 50+

Мужчины

Женщины

Опыт работы
до 10 лет

Опыт работы
11–20 лет

Опыт работы
свыше 20 лет

Написание и редактирование своих текстов

83

89

92

100

96

92

90

95

96

Запись беседы на цифровой диктофон

63

56

76

61

68

74

65

70

63

Участие в планировании работы редакции

54

39

68

48

61

49

50

60

54

Редактирование текстов сотрудников и авторов

53

39

44

61

61

46

40

50

54

Фотосъемка

42

56

28

39

43

38

30

50

38

Участие в привлечении рекламы, в коммерческой деятельности редакции

38

28

52

35

36

41

45

45

29

Общение с аудиторией
по электронной почте,
на форумах, в соцсетях

32

17

40

35

43

33

25

35

38

Редакционный пиар, продвижение публикаций

31

33

44

26

39

36

40

30

38

Ведение
сайта редакции

29

22

44

30

43

33

15

50

38

Участие в макетировании
и верстке издания

27

11

44

22

39

28

25

35

25

Размещение на сайте издания фотоконтента

26

28

40

17

29

23

20

45

25

Участие в производственном процессе выпуска издания

25

33

24

26

29

23

35

20

29

Размещение на сайте издания видеоконтента

14

17

16

9

11

8

20

5

17

Видеосъемка

13

22

0

13

11

13

20

0

8

Размещение на сайте издания аудиоконтента

10

11

12

4

11

5

15

5

8

Видеоредактирование
и видеомонтаж

8

11

0

9

7

8

10

0

8

Ведение собственного сайта

3

0

0

9

7

3

0

0

8

Затрудняюсь ответить

0

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Таблица 3. Ответы на вопрос: «Каков, на Ваш взгляд, уровень Вашей компьютерной грамотности?» (в % к числу опрошенных)

Вариант ответа

В целом

Возраст 18−34

Возраст 35−49

Возраст 50+

Мужчины

Женщины

Опыт работы
до 10 лет

Опыт работы
11–20 лет

Опыт работы
свыше 20 лет

Достаточно высокий

43

44

48

30

46

44

45

50

29

Средний

50

39

48

61

43

46

45

35

67

Невысокий

6

11

0

4

7

3

0

10

4

Затрудняюсь ответить

1

6

4

5

4

7

10

5

0

 

Таблица 4. Ответы на вопрос: «Как часто Вы используете в своей работе нижеперечисленные программы и сайты?» (в % к числу опрошенных)

Вариант ответа

Часто

Время
от времени

Никогда

Поиск в Интернете
(«Яндекс» и др.)

75

3

2

Word или другие приложения для работы
с текстами

62

3

2

Социальные сети
(«ВКонтакте» и др.)

48

16

5

Переписка в мессенджерах
(WhatsАpp и др.)

41

20

9

Облачные хранилища данных
(«Яндекс.диск» и др.)

26

31

15

Excel или другие приложения для работы
с таблицами

22

20

19

Управление контентом сайта
(Wordpress и др.)

17

10

38

Photoshop или другие приложения
для обработки изображения

16

18

26

Загрузка и скачивание видеофайлов
на сайты типа YouTube

15

17

25

Фильтры для электронной почты, автоматически распределяющие письма по папкам

12

12

26

Сервисы показа обновлений
на интересующих сайтах (RSS-агрегаторы)

10

12

29

Общение по видеосвязи
(Skype и др.)

5

24

28

Сайты-коллекторы изображений
(Flickr и др.)

4

12

34

Сервисы хранения заметок
(Evernote и др.)

4

6

41

InDesign или другой софт для верстки

3

9

40

Premiere или другие приложения
для обработки видео

3

8

40

Audition или другие приложения
для обработки звука

2

4

44

Сервисы для напоминаний
(GoogleKeep и др.)

1

9

41

Программы управления задачами
(Trello и др.)

0

5

47

 

Таблица 5. Ответы на вопрос: «Как часто Вы используете в своей работе нижеперечисленные программы и сайты?»
(в % к числу опрошенных, ответивших «часто»)

Вариант ответа

Возраст 18−34

Возраст 35−49

Возраст 50+

Мужчины

Женщины

Опыт работы
до 10 лет

Опыт работы
11–20 лет

Опыт работы
свыше 20 лет

Поиск в Интернете («Яндекс» и др.)

67

88

78

82

79

65

85

83

Word или другие приложения для работы с текстами

61

84

61

64

72

65

80

67

Социальные сети («ВКонтакте» и др.)

39

64

48

50

54

45

55

54

Переписка в мессенджерах
(WhatsАpp и др.)

28

60

39

36

46

35

50

46

Облачные хранилища данных («Яндекс.диск» и др.)

22

24

26

29

28

20

35

17

Excel или другие приложения для работы с таблицами

17

28

35

25

33

20

25

38

Управление контентом сайта (WordPress и др.)

17

24

22

25

21

15

25

25

Photoshop или другие приложения для обработки изображения

22

24

17

32

18

25

20

21

Загрузка и скачивание видеофайлов
на сайты типа YouTube

17

16

17

18

15

20

10

17

Фильтры для электронной почты, автоматически распределяющие письма по папкам

11

12

22

18

21

10

15

21

Сервисы показа обновлений
на интересующих сайтах
(RSS-агрегаторы)

6

20

13

18

18

15

10

17

Общение по видеосвязи (Skype и др.)

6

0

13

11

8

5

0

13

Сайты-коллекторы изображений (Flickr и др.)

0

8

9

11

5

0

10

8

Сервисы хранения заметок
(Evernote и др.)

0

8

9

7

8

0

10

8

InDesign или другой софт для верстки

0

8

4

7

5

5

0

8

Premiere или другие приложения для обработки видео

6

4

4

4

3

5

0

8

Audition или другие приложения для обработки звука

0

0

4

4

3

0

0

4

Сервисы для напоминаний (GoogleKeep и др.)

0

0

4

4

3

0

0

4

Программы управления задачами (Trello и др.)

0

0

0

0

0

0

0

0

 

Таблица 6. Ответы на вопрос: «Влияют ли новые технологии на профессию журналиста?»
(в % к числу ответивших на вопрос)

Вариант ответа

В целом

Возраст 18−34

Возраст 35−49

Возраст 50+

Мужчины

Женщины

Опыт работы
до 10 лет

Опыт работы
11–20 лет

Опыт работы
свыше 20 лет

Труд журналиста изменился кардинально

40

56

28

35

46

38

50

35

33

Отчасти влияют

54

39

60

57

43

46

35

55

63

Не влияют вовсе,
в основном процесс создания публикаций остался прежним

1

0

4

0

0

3

0

5

0

Затрудняюсь ответить

4

5

8

8

11

13

15

5

4

 

Таблица 7. Ответы на вопрос: «Если влияют, то отметьте, пожалуйста,
в каком направлении?» (в % к числу опрошенных)

Вариант ответа

В целом

Возраст 18−34

Возраст 35−49

Возраст 50+

Мужчины

Женщины

Опыт работы
до 10 лет

Опыт работы
11–20 лет

Опыт работы свыше 20 лет

Стало легче найти необходимую информацию в Интернете
и проверить ее

77

78

84

83

82

69

70

90

83

Процесс работы и передачи информации стал оперативнее

62

50

48

65

57

56

50

50

63

Информацию можно передавать по каналам связи, журналист менее привязан к редакции,
т.к. процесс производства может быть надомным

48

44

56

52

54

44

50

50

58

Информация становится все более вторичной, клонированной, виртуализированной

47

44

44

52

50

49

40

55

46

Увеличились возможности для связи с экспертами и специалистами в разных областях благодаря Интернету

46

44

48

57

50

46

40

55

54

Очень высокий ритм работы, необходимо укладываться в более сжатые сроки, чем прежде

44

28

56

43

46

44

30

50

50

Реже стали работать
с традиционными письмами читателей

42

33

40

39

43

41

40

35

42

Новые технологии заставляют постоянно учиться

41

50

32

43

50

36

50

30

42

Журналист становится универсалом, который способен создавать тексты для разных медиаплатформ

41

44

44

26

39

31

45

35

38

Журналист становится мобильным репортером, использующим все возможные средства связи с источниками информации
и редакцией

39

33

36

35

36

28

20

40

38

Усилилась интерактивность
в общении с аудиторией
по социальным сетям, при помощи электронной почты, форумов и т.п.

37

33

40

35

43

36

35

35

42

Процесс создания текстов стал менее творческим

34

33

44

43

54

41

30

45

42

Работа журналиста стала более публичной и обсуждаемой, получает позитивные или нелицеприятные оценки

34

28

24

39

32

33

25

30

33

Журналист все реже является наблюдателем событий или общается непосредственно с их участниками при сборе информации для публикации

26

28

28

26

29

23

35

20

29

Улучшились в целом технологические возможности процесса выпуска газеты

24

22

12

26

21

15

20

20

21

Оптимизировался ритм работы

19

28

16

26

21

15

25

15

29

Новые технологии смещают фокус внимания с содержания журналистских публикаций
на форму их производства

14

17

8

17

18

15

10

25

8

Процесс создания текстов стал более творческим

12

11

12

13

11

13

20

5

13

 

Примечания

1 Руководители проекта: О.Р. Алевизаки и О.В. Смирнова. Авторы программы и документов исследования: О.Р. Алевизаки, Л.Г. Свитич, О.В. Смирнова. Участники исследования: М.В. Шкондин, Н.Г. Иншакова, А.В. Колесниченко, Н.Н. Замотина, С.А. Вартанов, О.С. Стыкалина, Ж.Н. Хорошилова, В.Н. Бойко, И.С. Штырник, Л. Чуань­жчоу, П.С. Молодцова.

2 В организации распространения и сбора анкет в регионах участвовали сотрудники факультетов и кафедр журналистики: Л.С. Борисова, И.Н. Демина, Ю.М. Ершов, Е.А. Зверева, Г.В. Куличкина, М.В. Ливанова, О.И. Лепилкина, Б.Н. Лозовский, В.Д. Мансурова, О.Н. Савинова, О.Г. Сидоров, А.А. Суворов, С.И. Симакова, О.В. Третьякова.

 

Библиография

Амзин А.А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012−2016. Екатеринбург: Гуманит. ун-т, 2016.

Амзин А.А. Новостная интернет-журналистика. 2013. Режим доступа: http://alex-alex.ru/nij/NIJ-2-20131006.pdf (дата обращения 27.02.19).

Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика: учеб. пособие. М.: Юрайт, 2014.

Вартанова Е.Л. Прорывные медиатехнологии в контексте общественного запроса // МедиаАльманах. 2017. № 4. С. 8−15.

Вирен Г.В. Информационные агентства и информационные сайты Интернета: сравнительный анализ и перспективные тенденции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 3. С. 74−89.

Вырковский А.В. Менеджмент СМИ в условиях конвергенции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 3. С. 112−120.

Вырковский А.В. Российские медиаменеджеры в условиях конвергенции: рабочие процессы, компетенции и личные качества // Меди@льманах. 2015. № 5. С. 24–33.

Вырковский А.В., Галкина М.Ю., Колесниченко А.В., Образцова А.Ю. и др. Трансформация журналистской работы под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 5. С. 51−71.

Вырковский А.В., Любимцева М.А.Восприятие аудиторией различных видов текста в российских деловых интернет-СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2015. № 2. С. 143−167.

Галкина М.Ю., Вырковский А.В., Колесниченко А.В., Образцова А.Ю. Конвергенция в работе российского журналиста // Медиаскоп. 2016. Вып. 1. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/2079

Галустян А.А. Формируя стратегии: опыт трех газет в Сети // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 3. С. 87−93.

Дьяченко О.В. Российские СМИ в социальных сетях Facebook и в «ВКонтакте»: анализ активности и информационных предпочтений аудитории // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 1. С. 28−45.

Интернет-СМИ: теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2013.

Каллиома Л.А. Адаптация как стадия перехода редакции к конвергентным основам информационного производства (опыт «Российской газеты») // Медиаскоп. 2013. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/1434

Каллиома Л.А. Журналист печатных СМИ в условиях цифровой революции: испытание переменами // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2011. № 5. С. 102−106.

Копылов О.В. Особенности творческой деятельности журналиста в условиях медиаконвергенции: автореф. дис. … канд. филол. наук. Барнаул, 2013.

Кульчицкая Д.Ю., Галустян А.А. Лонгриды в онлайн-СМИ: особенности и технология создания. М.: Аспект Пресс, 2016.

Лащук О.Р., Смирнова О.В. Анализ деятельности журналиста и редактора в контексте оптимизации российского медиапространства // Социально-гуманитарные знания. 2018. № 12. С. 121–130.

Лащук О.Р., Смирнова О.В., Свитич Л.Г., Шкондин М.В. Авторская и редакторская дея­тельность в системе социального творчества: структурные аспекты // Вестн. Волжск. ун-та имени В.Н. Татищева. 2018. Т. 1. № 4. Филологические науки. С. 199−207.

Лукина М.М. Трансформация журналистского текста в условиях интернет-среды // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2009. № 3. С. 54−73.

Лукина М.М., Фомичева И.Д.СМИ в пространстве Интернета. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005.

Медиаобразование и профориентация: чему учить современных журналистов и медиапрофессионалов? Сб. ст. и мат. к научн.-практ. конф. / под ред. М.С. Корнева. М.: РГГУ, 2016.

Полынов В.А. «Росбизнесконсалтинг»: особенности функционирования в условиях конвергенции // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2017. № 1. С. 83−104.

Разумова М.А. Социальные сети как источник информации для деловых СМИ: ограничения и возможности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2014. № 5. С. 36−45.

Свитич Л.Г. Изменение журналистской профессии в условиях медиаконвергенции // Вестн. Челябинск. гос. ун-та. Сер.: Филология. Искусствоведение. 2015. № 5. С. 406−414.

Свитич Л.Г., Смирнова О.В., Шкондин М.В. Медиапубличность как фактор социального созидания // Вопросы теории и практики журналистики. 2019. Т. 8. № 2. С. 229−243. DOI: 10.17150/2308-6203.2019.8(2).229-243

Смирнова О.В. Печатные медиа в эпоху цифровых технологий // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2013. № 6. С. 25−37.

Сотникова О.П. Интернет-издание от А до Я. Руководство для веб-редактора. М.: Аспект Пресс, 2014.

Уланова М.А. Интернет-журналистика: практическое руководство. М.: Аспект Пресс, 2017.

 

Ekdale B., Singer J.B., Tully M., Shawn H. (2015): Making Change: Diffusion of Technological, Relational, and Cultural Innovation in the Newsroom. Journalism & Mass Communication Quarterly 92 (4): 938–958. DOI: 10.1177/1077699015596337

Gade P., Raviola E. (2009) Integration of News and News of Integration: A Structural Perspective on News Media Changes. Journal of Media Business Studies 6 (1): 87−111.

Lischka J. A. (2015) How Structural Multi-Platform Newsroom Features and Innovative Values Alter Journalistic Cross-Channel and Cross-Sectional Working Procedures. Journal of Media Business Studies 12 (1): 7−28.

Örnebring H. (2018): Valued Skills among Journalists: An Exploratory Comparison of Six European Nations. Journalism 19 (4): 445–463. DOI: 10.1177/1464884916657514

Reich Z. (2013) The Impact of Technology on News Reporting: A Longitudinal Perspective. Journalism & Mass Communication Quarterly 90 (3): 417–434. DOI: 10.1177/1077699013493789

Singer J.B. (2004) Strange Bedfellows? The Diffusion of Convergence in Four News Organizations. Journalism Studies 5 (1): 3−18. DOI: 10.1080/1461670032000174701

Ternes B., Peterlin L.J., Reinardy S. (2017) Newsroom Workers’ Job Satisfaction Contingent on Position and Adaptation to Digital Disruption. Journalism Practice 12 (4): 497−508. DOI: 10.1080/17512786.2017.1318712

Vartanova E., Cherevko T., Tolokonnikova A., Dunas D. (2019) Changing Patterns of Digital News Consumption among Russian Journalism Students. World of Media. Journal of Russian Media and Journalism Studies 1: 7−30. DOI: 10.30547/worldofmedia.1.2019.1

Weezel van A. (2009) Organizational Changes in Newspaper Firms and Their Relation to Performance. International Journal on Media Management 11 (3−4): 144−152.