Ссылка для цитирования: Бойко В.Н. Особенности изданий для женщин в системе российских СМИ начала XX века (на примере журнала «Дамский мир») // МедиаАльманах. 2019. № 5. С. 79−87.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.5.2019.7987
© Бойко Вера Николаевна
соискатель кафедры периодической печати факультета журналистики
МГУ имени М.В. Ломоносова
(г. Москва, Россия), vera.efimowich@yandex.ru
Журналы для женской аудитории, появившиеся в России в конце XVIII в. и служившие для просвещения и развлечения богатых читательниц, со временем стали выгодным экономическим предприятием, рассчитанным на более широкий круг женщин (Руан, 2011: 130). Когда издатели поняли, что такие журналы хорошо продаются и выгодны экономически, многие предпочли войти в этот бизнес. Соответственно, их становилось все больше, расширялась и аудитория. И.И. Юкина (2003: 166−168) представляет 40 наименований, выходивших до революции, Н.Л. Пушкарева (2002) − 42.
Хотя издания для женщин в российской историографии и исследованиях современной журналистики долгое время не попадали в сферу интересов ученых, с развитием внимания к гендерной – и, в частности, женской проблематике к ним обратились как к транслятору стереотипов и культурных образов, существовавших в те времена. Несмотря на то, что первые попытки проанализировать эти издания были сделаны еще до революции (Л-ва, 1901; Покровский, 1905, 1906; Щепкина, 1909), более глубокие исследования появились лишь в 1990 гг. (см., напр.: Пирожкова, 1994; Смеюха, 1999). Рассматриваемый нами период (начало XX в.) изучается в работах как отечественных, так и зарубежных ученых (Смеюха, 2011, 2012; Коломийцева, 2008; Лапшина, 2012; Сокольская, 2010; Харрис, 1999; Norton, Gheith (eds.), 2001). Однако авторы, анализируя обширные временные промежутки и большое количество периодических изданий, не могли уделить достаточно внимания конкретным изданиям. Так, исследуемый нами журнал «Дамский мир» описан в вышеупомянутых трудах очень кратко.
В данной статье впервые предпринята попытка детально изучить этот журнал, понять, какие содержательно-тематические особенности имеет «Дамский мир», чтобы дополнить картину женской прессы начала XX в. Чтобы узнать, отличается ли этот журнал от других, выходивших в те же годы, необходимо кратко охарактеризовать систему периодической печати этого периода в России и представить классификацию женских изданий.
Говоря о различных типах изданий, необходимо определить понятие «модели издания». Мы используем теорию М.В. Шкондина и Л.Л. Реснянской (2009: 8): «Теоретическая типология в данном случае выполнила роль методологической основы и методического инструментария для конструирования концепции издания, способной обеспечить стратегию его функционирования.
С помощью всех трех уровней типологического анализа (классификационного, типизационного, структурно-функционального) определились ансамбль ведущих функций и их иерархия, адекватные запросам и качественным особенностям целевой аудитории, выстраивалась типологическая модель издания». Также мы опираемся на гендерные исследования Е.Л. Вартановой (2008) и О.В. Смирновой (2011, 2012), на разработанную типологическую классификацию В.В. Смеюхи (1999, 2011, 2012) и понятие «универсальный журнал» Е.Ю. Коломийцевой (2008). Работы В.В. Смеюхи позволяют проследить историю развития периодики для женщин в России за все века ее существования, диссертация К.Л. Митрохиной (2007) дополняет картину их эволюции до середины XIX в. Е.Ю. Коломийцева (2008: 8) вводит важное понятие «универсальный журнал»: издание «политематическое по характеру информации и стремящееся в своем содержании к максимально полному охвату всех возможных сфер и интересов женской аудитории».
Б.И. Есин (2009: 67−68) отмечал, что XIX в. создал богатую и разветвленную систему периодической печати, большую роль в которой имела политическая направленность: консервативная, либеральная или демократическая. Новый век наследовал это разделение, хотя существовали издания, стоящие в стороне от главных партийных направлений (например, газеты «Биржевые ведомости» и «Русское слово»). Многие женские журналы также оставались вне политической борьбы.
Еще одной общей тенденцией периодики было разделение на качественную и массовую прессу. Если с момента зарождения издания для женщин были элитарными и рассчитанными на узкий круг читательниц, то далее исследователи отмечают тенденцию к демократизации: «К началу XX века недорогие журналы мод, продвигающие новые идеи красоты, вкуса, производства и потребления, стали популярным развлечением всех сословий. Даже те, кому модные наряды были не по карману, самозабвенно погружались в новый мир потребления, листая страницы журналов. <…> Издатели еще более снизили читательский ценз, включив в потенциальную аудиторию представителей среднего, а иногда и низшего слоев русского общества» (Руан, 2011: 129–130).
В то же время издания для женщин имеют свои особенности развития и внутреннюю классификацию, которая только расширилась в начале века, что было связано со все большим включением женщин в политическую борьбу (Смеюха, 2011, 2012). Появилась общественно-политическая пресса специально для женщин, которая подразделялась на журналы феминисток и работниц. Общественно-политические журналы первого десятилетия XX в. были сосредоточены полностью на политических вопросах и борьбе, тогда как их предшественники XIX в. больше внимания уделяли социальной проблематике. Это был наиболее радикальный, тематически узкий тип журналов, рассчитанный на определенную аудиторию. В отличие от них в литературно-общественных журналах не было политической критики − социальная тематика соседствовала с материалами общего интереса. Они использовали образ гражданки и информировали о новом в женском вопросе, а также жизни общества. Этот тип изданий преодолел проблему, с которой сталкивались общественно-литературные журналы XIX в., − отсутствие интереса со стороны читателей. Благодаря включению тем общей направленности стал возможным доступ к более широким читательским кругам. Как пример можно привести журнал «Женщина», который В.В. Смеюха (2011: 60) называет «первым массовым».
Самым консервативным типом оставались издания мод, домоводства и рукоделий. В начале XX в. были созданы: «Ворт» (1905–1913), «Домашняя портниха» (1906–1908), «Парижанка» (1908–1910), «Женский мир» (1909–1911) в Москве и «Дамский мир» (1907–1916), «Белье и вышивки» (1909–1916), «Моды для всех» (1910–1914) в Петербурге. Несмотря на то, что «Дамский мир» относился к самому старому и традиционному типу журналов, со временем его содержание приобрело свои особенности. На его примере можно увидеть, что между тремя рассмотренными выше типами журналов не всегда была четкая граница.
Журнал «Дамский мир» (1907−1916) вызывает интерес, так как его «аристократическая» направленность контрастирует с общим стремлением к политизации женской прессы начала века. Введение политического и гражданского дискурса − две самые яркие тенденции в развитии периодики для женщин. Что касается «Дамского мира», то в 1907 г. он являлся типичным женским журналом, причем для обеспеченной аудитории. Это было богато иллюстрированное издание, с характерным для эпохи художественным оформлением: много флоральных мотивов, извилистых линий, виньеток, декоративных элементов в стиле ар-нуво (Вейс, 2005). Можно сделать вывод, что журнал был рассчитан на неторопливое чтение и рассматривание иллюстраций, доставлял читательницам эстетическое удовольствие. Помимо внешнего оформления «аристократическим» его делало и содержание: обилие светской хроники с упоминанием конкретных дворянских фамилий, материалы об устройстве званых вечеров в личных замках и поместьях.
«Дамский мир» выходил ежемесячно, 12 номеров в год. Можно было подписаться на три или шесть месяцев и на год, с доставкой по Петербургу и в другие города. Без доставки годовая подписка стоила 5 руб., отдельный номер − 50 коп. Со временем стало возможно получать журнал за границей – 8 руб. в год. Такой же была цена аналогичных журналов того времени. К сожалению, не сохранилось каких-либо документов о количестве подписчиков, географии распространения и т.п. Что-либо судить о читателях возможно лишь из объявлений редакции. Так, открывая подписку на 1913 г., редакция сообщает: «Непрерывный рост подписки за протекшие шесть лет доказал, что журнал ”Дамский мир“ вполне заслужил право называться изящным изданием и верным другом женщины». Годом ранее его называли «известным в самых глухих уголках России, не говоря уже о больших городах».
Судьба журнала не слишком сложная, однако он несколько раз переходил из рук в руки. Неизменным был только редактор, графиня Александра Захаровна Муравьёва, и место издания − Петербург. 2 января 1907 г. она заключила тройной договор с И.О. Сперлингом и Л.З. Соловьёвой, причем право на издание «Дамского мира» было у Сперлинга. Он брал на себя административное ведение журнала: финансы, рекламу и распространение. В обязанности его компаньонок входила вся литературная и редакторская работа1. Однако уже в середине июня того же года Сперлинг, не выдержав, очевидно, финансовой нагрузки, передает «Дамский мир» Муравьёвой и биржевому дельцу, дворянину М.Н. Михайловскому, обязав их уплатить 2500 рублей, затраченных на выпуск. В результате, в свидетельстве, разрешающем выпуск журнала, А.З. Муравьёва значится и издателем, и ответственным редактором. Однако и сотрудничество с Михайловским не продлилось долго − 23 декабря 1909 г. он отказался от всех прав по изданию «Дамского мира» в пользу Муравьёвой, обязав ее выплатить 3000 руб., израсходованных на журнал2. В итоге Муравьёва осталась единственным и полноправным владельцем «Дамского мира», что позволяло ей формировать содержание полностью по своему вкусу.
«Дамский мир» был связан с «природными» интересами женщин (ведение дома, воспитание детей), традиционными хобби (рукоделие), а также с тем, что в представлении издателей считалось интересным женщинам априори (мода, поддержание красоты). В программе издания были заявлены: новости моды с рисунками и отдельными выкройками, рассказы и романы, театральная хроника и искусство, смесь, почтовый ящик, объявления. Помимо этого публиковались статьи о косметике, уходе за собой, советы по воспитанию и образованию детей, об отношениях между полами, домашнему хозяйству и кулинарии, уроки рукоделия.
Номер открывался большой фотографией известной дамы, как правило артистки, далее следовали статья о ней (ее литературный портрет) и рубрика «Театр и музыка». Во всех выпусках публиковали стихотворения, переводную и отечественную прозу. Среди статей были как объемные материалы, выходившие на протяжении нескольких номеров, так и отдельные публикации, посвященные конкретному вопросу.
Для женских журналов того времени характерно, что авторы скрываются за псевдонимами, часто вычурными или фантазийными. Не исключение и «Дамский мир». Это затрудняет анализ соотношения переводных и оригинальных материалов. Однако, судя по псевдонимам типа «гр. Х…ва» (автор большинства статей рубрики «Хроника моды»), «наблюдательница», «феминистка», а также по количеству русских фамилий и инициалов кириллицей, мы можем сделать вывод, что в журнале превалируют авторские материалы, а не переводы. Среди известных лиц с «Дамским миром» сотрудничали музыкальный критик А. Матова (рубрика «Театр и музыка», литературные портреты артисток), О. Базанкур − писательница и искусствовед (также «О.Б.», заметки о женщинах, посвятивших себя искусству, об истории архитектурных стилей, по обустройству интерьеров), В. Губаревич-Радобыльская (вероятно, Валентина Константиновна − детская писательница, которая раскрылась тут с неожиданной стороны как автор статьи о сербской общественной деятельнице).
«Дамский мир» начинался как издание для элиты. Однако уже со второго года выхода встречаются материалы, где читательницам, которые не могут позволить себе тратить большие средства на одежду, даются советы, как экономить, но выглядеть достойно. Редакция «Дамского мира» старалась привлекать широкую аудиторию: состоятельные дворянки узнавали последние тенденции мира моды и светские новости, а дамы среднего достатка и положения находили полезные советы по костюму и домоводству.
Конечно, в отличие от общественно-политических изданий, в женских журналах не публиковались программные статьи, в которых бы излагалась позиция и взгляды редакции, но в «Дамском мире» мы можем назвать «программной» идею о том, что женская миссия − это красота. Красота возвышает как ее обладательницу, так и окружающих. Подобное позиционирование женщины как гармонизирующего начала созвучно общему направлению культуры Серебряного века. Женщина становится творцом, чей предмет искусства − она сама и вся ее жизнь. Заботу о внешности и изысканности манер, душевную дисциплину авторы журнала ставят в один ряд как необходимые слагаемые цивилизованного человека. Однако отношение к женщине весьма консервативное: «Миссия хорошенькой женщины не состоит в том, чтобы работать. Как те яркие цветы, которые созданы для того, чтобы очаровывать взор, наша хорошенькая женщина имеет одну цель − нравиться. Хорошенькая женщина − это звезда творения, распространяющая свои лучи на человечество и имеющая огромное влияние на судьбы мира»3. Красота − это не просто цель, а обязанность. Внешность воспринимается не как частное дело, а вопрос общественный, журнал, помогающий достичь привлекательности, − уже не прикладной справочник, а идеолог нового отношения к жизни. Если
в области оформления журнал отражал дух времени, то в сфере общественных отношений застыл в прошлом. Мысль о том, что женщина рождена не для труда, явно идет вразрез с тенденцией все большего расширения профессиональных возможностей женщин, которых они добились к началу XX в. Соответственно, мы видим, что журнал был консервативным, и это уже не соответствовало реалиям первого десятилетия XX в.
Редактору А.З. Муравьёвой в условиях конкуренции пришлось задуматься о том, как сделать журнал более современным. Если в первые годы издания «Дамский мир» сложно было заподозрить в интересе к феминистскому дискурсу, то постепенно такие статьи стали публиковаться. Можно с уверенностью сказать, что материалы о поисках путей реализации гендерного равноправия — это ответ на вызовы своего времени, хотя и несколько запоздалый. Тот факт, что «Дамскому миру» в конце концов пришлось обратиться к этой тематике, свидетельствует, что игнорировать ее уже просто не представлялось возможным.
Сознавая это, Муравьёва публикует в № 2 за 1911 г. объявление от редакции, призывающее читательниц присылать в журнал свои мнения и заявки на материалы по теме «женского вопроса» для «обмена мыслей между редакцией и подписчицами». «“Женский вопрос” перестал быть вопросом. Наши современницы, работая и выдвигаясь на тех поприщах, которые им стали доступны, доказали всю правоспособность женской самостоятельной умственной деятельности»4, − пишет В. Губаревич-Радобыльская в заметке про сербскую деятельницу Славку Субботич. Таким образом, тематика «женского вопроса» входит на страницы «Дамского мира», что сближает его с литературно-общественным типом журналов. Традиционалистская риторика больше не могла обеспечить журналу успех. Женщины не хотели исключительно прикладных или развлекательных материалов, их интересовали и серьезные темы, непосредственно связанные с жизнью. Вместе с демократизацией наметилась тенденция и к серьезности. Из этого можно сделать вывод, что литературно-общественный журнал был более успешной моделью, чем просто издания о моде, красоте и рукоделиях.
Разберем, на конкретных примерах, что нового появилось в журнале. В № 5 за 1911 г. мы встречаем иное мнение о пути самореализации. В рецензии «Женщина о женщинах» на книгу датской писательницы Карин Михаэлис «Опасный возраст» (1910) звучит критика патриархальных представлений о предназначении женщины. Роман «Опасный возраст» переиздавался в России несколько раз и вызвал бурную полемику, поскольку касался острого вопроса семейной эмансипации. Героиня романа живет, чтобы нравиться, ради любви, и, когда с возрастом она теряет внешнюю привлекательность, жизнь видится ей «филиалом ада на земле». Однако автор рецензии, подписанной инициалами А.Г. (возможно, Анна Ганзен, переводчица книг К. Михаэлис), не приемлет такой подход и отнюдь не считает, что для женщины (в отличие от мужчин) с уходом юных лет жизнь кончена: «Там, где женщины работают наравне с мужчинами, где женщина живет разносторонними интересами, семейными, трудовыми и общественными, там есть общая печаль об уходящей весне жизни, а не специально мужская или специально женская. <…>
И с дарованием полного общественного и семейного равноправия женщине с мужчиной, безусловно, исчезнут все эти крикливые теории о логике женской и логике мужской, о враждебности полов, об отсутствии души у женщин…»5.
Помимо крупных статей издание публикует новости о женском движении в России и других странах, а также заметки об их успехах в политике (о российской феминистке А.П. Философовой, главе британского города Олдхема С.Е. Лис и др.), в науке, в иных профессиях, рассказывает о писательницах, фотографах, музыкантах и даже пилотах. Много внимания уделялось труду художниц, однако авторы раз за разом с печалью констатировали, как мало россияне знают об их роли в отечественном искусстве6. Такие статьи (за 1913 г.), как «Современная жизнь» (№ 2), посвященная новостям о положении женщин в Европе, «От рабства − к тиранству» (№ 1) − о жизни женщин в Китае, «Положение женщины в Персии» (№ 5) показывают палитру социальных страт и ролей, которые возможны для них в современных общественных укладах.
Освещаются такие значимые мероприятия, как Шестой международный женский конгресс, Конгресс суфражисток в Будапеште, Женский образовательный съезд. Особую ценность репортажам придает тот факт, что написаны они непосредственными участницами событий, то есть к читательницам попадает самая свежая информация «из первых рук». Так, о Международном женском конгрессе пишет посетившая его председательница Лиги равноправия женщин П.Н. Шишкина-Явейн. Кроме того, аудитории издания доступна информация о борьбе за равенство полов и избирательное право в Англии7. Мы предполагаем, что материалы такого характера, поддерживающие и приветствовавшие успехи женщин, положительно влияли на читательниц.
«Я могу сказать только одно, что, беседуя с этими женщинами, невольно возникал в воображении образ женщины будущего, – так они были непохожи на среднюю женщину настоящего. Твердое сознание своих человеческих и гражданских прав, глубокая вера в успех своего дела, сознание своего гражданского долга проглядывало во всем, что приходилось от них слышать. Казалось, они точно выросли из окружавшей их обстановки и превратились в сознательных женщин-гражданок»8, − с восторгом отзывается об англичанках Е.А. Серебрякова в статье «Личные впечатления о женском движении в Англии в последнее время». Тема равноправия женщин в журнале не исчерпывается приведенными выше примерами. Однако не стоит думать, что они знаменуют полную смену курса – включение новой риторики было уступкой требованиям времени, а не сменой редакторских взглядов. Однако этот факт и подтверждает нашу теорию о том, что появившаяся в последние десятилетия XIX в. тенденция к смешанной модели (развлекательное + серьезное) стала целым направлением на рубеже веков.
Отстаивая традиционные ценности, редакции «Дамского журнала» пришлось признать, что интерес к эмансипации имел не только ограниченный круг женщин. Намерение редактора создать журнал для элиты и проповедовать принципы эстетизма столкнулось с действительностью, в которой женщины боролись с низким правовым статусом, нежеланием властей и общества менять «домостроевские» семейные устои и с все более напряженной политической ситуацией в стране. Таким образом, мы видим, что журналы мод, домоводства и рукоделий двигались в сторону литературно-общественного типа, признавая большую его успешность, которая обосновывалась сочетанием традиционных женских интересов и новой гражданской повестки.
«Дамскому миру» трудно было полностью соответствовать духу времени и переменам, которые принес XX в., ввиду специфичности авторского коллектива и позиции редактора. Аудитория все время расширялась за счет читательниц из непривилегированных слоев населения: чтобы оставаться коммерчески выгодным, необходимо было балансировать между интересами разношерстной аудитории, что приводило к неоднозначности и противоречивости содержания. Однако эти особенности не помешали «Дамскому миру» занять свое место среди других изданий эпохи, сначала благодаря яркому направлению, поддерживающему идеалы эстетики и красоты, затем, с течением времени, благодаря вниманию к общественным проблемам.
1 Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1102. Оп. 2. Д. 1312.
2 Там же.
3 Дамский мир. 1909. № 1. С. 13.
4 Там же. 1911. № 2. С. 7.
5 Там же. 1911. № 5. С. 24.
6 Базанкур О. Из области искусства // Дамский мир. 1911. № 5. С. 37; Художественные новости // Дамский мир. 1911. № 8. С. 24.
7 Серебрякова Е.А. Личные впечатления о женском движении в Англии в последнее время // Дамский мир. 1913. № 5. С. 25−28; № 8. С. 10−13.
8 Там же. С. 11.
Вартанова Е.Л. Женщина в брендинге наций: образы россиянок и финок как элемент образа страны // Образ женщины в культуре и масс-медиа. Тампере: University of Tampere, 2008. С. 13−29.
Вейс Г. «Прекрасная эпоха». Европа. XIX−XX вв.: по материалам публ. журн. «Модный свет», «Модный курьер» и «Живопис. обозрение» конца XIX − нач. XX вв. М.: Эксмо, 2005.
Есин Б.И. История русской журналистики (1703–1917): учеб. пособие. М.: Флинта: Наука, 2009.
Коломийцева Е.Ю.Формирование женского универсального журнала в отечественной журналистике XVIII–XX веков: история развития и типологические особенности: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Армавир, 2008.
Л-ва С. Женские журналы // Женский альманах: иллюстрированный научно-литературный сборник по вопросам женской жизни. Одесса. 1901. С. 162−163.
Лапшина Г.С. Женское лицо русской журналистики. М.: МедиаМир, 2012.
Митрохина К.Л. Эволюция и типология российской женской прессы в 1779–1861 гг.: дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.
Пирожкова Т.Ф. Журнал для «прекрасного пола». К 250-летию со дня рождения Н.И. Новикова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 1994. № 6. С. 26−36.
Покровский В.И. Дамский журнал (1806−1906). М.: Имп. О-во истории и древностей рос., 1906.
Покровский В.И. Журнал для милых (1804−1904). М.: Имп. О-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1905.
Пушкарева Н.Л. Русская женщина: история и современность: Два века изучения «женской темы» русской и зарубежной наукой. 1800−2000: Материалы к библиографии. М.: Ладомир, 2002.
Руан К. Новое платье Империи: история российской модной индустрии, 1700−1917 / пер. с англ. Кс. Щербина. М.: Нов. лит. обозр., 2011.
Смеюха В.В. Женская пресса в России начала ХХ века (типологический и проблемно-тематический обзор) // Филол. вестн. Ростовск. ун-та. 1999. № 1. С. 53−56.
Смеюха В.В. Отечественные женские журналы: историко-типологический аспект: моногр. Р.-н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2011.
Смеюха В.В. Трансформация отечественных женских журналов: моногр. Р.-н/Д.: ДонИздат, 2012.
Смирнова О.В. Гендерные исследования профессии журналиста // Меди@льманах. 2012. № 5. С. 18−28.
Смирнова О.В. Интеграция гендерного подхода в журналистское образование: российский контекст // Медиаскоп. 2011. Вып. 4. Режим доступа: http://www.mediascope.ru/node/963
Сокольская Л.В. Эволюция женской читательской аудитории во второй половине XIX века // Книга и мировая культура: мат. V Междунар. науч.-практ. конф. Омск: Вариант-Омск, 2010. С. 154–158.
Харрис Д.Г. Русские дореволюционные женские журналы начала XX века // Доклады Первой междунар. конф. «Гендер: язык, культура, коммуникация» 25−26 ноября 1999 г. С. 342−367.
Шкондин М.В., Реснянская Л.Л. Типология периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2009.
Щепкина Е. Дамские и модные журналы былых времен (библиографическая заметка) // Союз женщин. 1909. № 5−6. С. 24−25.
Юкина И.И. История женщин России: Женское движение и феминизм в 1850−1920-егоды. Материалы к библиографии. СПб: Алетейя, 2003.
Norton B., Gheith J. (eds.) (2001). An Improper Profession: Women, Gender, and Journalism in Late Imperial Russia. Durham, NC and London: Duke University Press.