Архив



Тема становления института общественного здоровья в российских СМИ



Варвара Кажберова

Ссылка для цитирования: Кажберова В.В. Тема становления института общественного здоровья в российских СМИ // МедиаАльманах. 2019. № 6. С. 68−75.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.6875

© Кажберова Варвара Валентиновна
преподаватель кафедры периодической печати факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), kazhberovavv@gmail.com



Ключевые слова: теоретическая модель и эксперимент, институт общественного здоровья, СМИ, общественное сознание, информационная повестка.

Становление социального института общественного здоровья в российском обществе только началось. Данная статья дает представление о том, как включаются в освещение этого процесса отечественные СМИ. Ее центральная идея связана с превращением теоретической модели функционирования массмедиа на этапе формирования института общественного здоровья в практический инструмент их деятельности.

 

Цель предлагаемой статьи – познакомить научную общественность с теоретическими заключениями и практическими рекомендациями, которые получены нами в процессе исследования, предпринятого для изучения роли и возможностей массмедиа в развитии российского института общественного здоровья (Кажберова, 2019; Лазутина, Кажберова, 2018). По традиции, сложившейся в европейских странах, под общественным здоровьем принято понимать целостную и результативную систему общественных отношений, способную обеспечить персональное здоровье людей – базовую социальную ценность1. В нашей стране общественное здоровье как социальный институт только складывается, и это потребовало серьезного осмысления роли и возможностей СМИ в данном процессе.

Основным результатом проделанной работы стало превращение теоретической модели функционирования массмедиа на этапе формирования института общественного здоровья в реальный инструмент их практической деятельности. Убедительным доказательством этого стал Всероссийский конкурс массмедиа и блогосферы «Общественное здоровье: смысл, тематика, жанры», организованный нами специально для экспериментальной проверки теоретической модели (Вершинин, 2012, 2013; Леонтович, 2011). Кроме того, итоги исследования включили в себя и существенные теоретические положения, неожиданные практические эффекты, а также конкретные рекомендации этического свойства.

Были сформулированы причины, тормозящие становление института общественного здоровья, связанные с теми стереотипами массового сознания, которые мешают уяснить системный характер социума и, как следствие, препятствуют организации взаимодействия тех сил, которые способны выступить в качестве основы социального института общественного здоровья.

 

Результаты исследования

В ходе исследования были определены основные компоненты теоретической модели функционирования СМИ в период становления института общественного здоровья, позволяющие превратить ее в рабочий инструмент. Важным моментом в данном случае оказалось осознание роли программирования деятельности массмедиа в условиях конкуренции, когда они должны выступить как средство, необходимое для оптимальной организации освещения общественного здоровья. Эта роль должна проявиться через ориентировочную разработку тех аспектов контента, которые образуют собственно программу последовательной всесторонней журналистской деятельности на основе комбинации представлений о важном и интересном для аудитории в условиях конкуренции массмедиа.

Еще одним существенным результатом исследования стало определение принципов отражения сферы общественного здоровья в публикациях, предназначенных медиапотребителю как предмет интеллектуальной работы. Это создает возможность противопоставить осознанную переработку информации адресатом манипулятивному информационному воздействию на него.

В совокупности такие факторы, как программирование деятельности СМИ на длительную перспективу с учетом конкуренции; ключевые моменты программы, ориентированные на системные характеристики общества; принципы отражения проблематики общественного здоровья, рассчитанные на самостоятельную переработку информации адресатом, образовали тот механизм деятельности СМИ, работоспособность которого была подтверждена в исследовании с помощью экспериментальной проверки. Отличительными чертами этого механизма стали:

  • ориентация на системность и динамичность освещения института общественного здоровья;
  • разнообразие творческих решений, ориентированных на полифункциональность журналистики;
  • принципы отражения сферы общественного здоровья, ограничивающие манипулятивные приемы.

По сути, именно такой подход к освещению сферы общественного здоровья может противостоять массовым национальным и даже общемировым угрозам, в ряду которых распространение потребительского отношения к здоровью; потеря смысла жизни, суициды; ВИЧ/СПИД; глобальные экономические, экологические, культурные потрясения.

Однако исследование позволило получить и ряд интересных эффектов. Дело в том, что конкурс массмедиа и блогосферы «Общественное здоровье: смысл, тематика, жанры» на стадии реализации эксперимента вышел за его рамки. Он стал генератором идей, которые предполагают дальнейшее обязательное взаимодействие представителей двух профессиональных сообществ, призванных укреплять институт общественного здоровья, – журналис­тов и медиков. Эти результаты однозначно говорят о том, что в России появилась новая площадка общественного диалога для решения острых социальных вопросов.
В сфере общественного здоровья она обладает высоким потенциалом. Имеет смысл внимательно рассмотреть материалы, накопившиеся в процессе подготовки и проведения конкурса.

 

Практические рекомендации

В рамках конкурсного проекта было получено 68 редакционных программ по освещению темы общественного здоровья в СМИ различных типов: от традиционных газет и журналов до мультимедийных и конвергентных интернет-проектов, сайтов и блогов. География проекта – вся Россия, особенно активными оказались Кабардино-Балкария, Тульская, Липецкая, Красноярская, Пензенская, Тюменская, Новгородская, Томская области. Рассмотрение проектов, присланных на конкурс, предполагало такие номинации: «Лучшая редакционная программа печатных СМИ», «Лучшая редакционная программа радио», «Лучшая редакционная программа ТВ», «Лучшая редакционная программа интернет-СМИ», «Лучшая редакционная программа социальных медиа», «Лучшая редакционная программа блога». Оценивались работы по следующим критериям: полнота предъявления тематики общественного здоровья; оригинальность стратегических и тематических решений; богатство жанровой палитры; выразительность подачи материалов; присутствие ценностного ориентирования, моделей поведения; этичность заявленных тем и материалов; культурная, образовательная составляющая (каждый критерий оценивался по пятибалльной системе – от 1 до 5).

На суд общественности были впервые представлены продукты долгосрочной аналитической работы редакционных коллективов по планированию деятельности в конкурентных условиях. Стало очевидно, что журналистами осознаны системные взаимосвязи, предложены пути решения многих социальных, экономических, экологических, культурных и образовательных вопросов (от информационных проектов по социальной адаптации и усыновлению детей-сирот до просветительских, мотивирующих проектов в разных сферах, включая активное долголетие и психологию).

Материалы конкурса позволили увидеть не только перспективы развития института общественного здоровья, но и развития медийных процессов. В частности, конкурс подтвердил большое значение конкурентного программирования медийной деятельности, которое помогает добиться того, чего не достичь разрозненными публикациями. С его помощью создается благоприятное для развития информационное поле, возникает возможность предусмот­реть, как осуществить все функции журналистского текста. За счет продуманных творческих решений, отмеченных жюри, появляются ощутимые конкурентные преимущества изданий перед другими СМИ, не реализующими подобный подход.

При подведении итогов конкурса стало очевидно, что мысль о взаимодействии различных социальных сил (ведомства, общественные организации, вузы, профессиональные объединения, представители бизнес-сообщества и массмедиа), неоднократно появлявшаяся в трудах по общественному здоровью, социологии и коммуникативистике, в нашем случае реализовала себя как решение важной практической проблемы. Сотрудничество членов оргкомитета, жюри, представителей редакционных коллективов переросло в деятельность организованного объединения, способного вырабатывать серьезные практические предложения для укрепления института общественного здоровья.

Значительную часть предложений, возникших в результате развернутого обсуждения проблем организации работы СМИ как незаменимого участника становления института общественного здоровья, мы посчитали справедливым включить в число важных результатов исследования. Одной из прозвучавших рекомендаций, осуществление которой уже началось и вызвало активную общественную поддержку, явилась идея создания медиаинститута общественного здоровья. При обсуждении ее стало ясно, что начинает работу новая площадка общественного диалога и межведомственного взаимодействия. В цепи общественных и государственных организаций она может стать звеном, которое будет способствовать объединению различных социальных и общественных сил, но прежде всего − интеграции массмедиа в сферу общественного здоровья.

Самое примечательное состояло в том, что в ходе обмена мнениями (в дискуссии участвовали и коллеги из региональных изданий) обозначились основные направления предстоящей деятельности медиаинститута. Многообразие условий, в которых развиваются российские массмедиа, невольно подсказывало глубину и разнообразие массмедийной информационной повестки. В то же время оно делало очевидной необходимость единых практических подходов, универсальных для широкого круга массмедиа и при определении того, что тормозит становление института общественного здоровья, и при выполнении общих обязанностей, предполагающих информирование о развитии этого процесса, ценностное ориентирование населения, социальную критику, незаменимую в момент решения проблем. Были названы причины, которые мешают становлению института общественного здоровья. Среди них:

  • слабая просветительская работа с журналистами в ведомствах, организациях, на государственном уровне;
  • стигматизация журналистов как представителей маргинальной профессии, которая не справляется с достоверным отражением реального состояния действительности;
  • «закрытость» экспертов, ведущая к сложным процедурам запроса на согласование текстов;
  • отсутствие надежных источников информации при видимом их изобилии;
  • отсутствие единой экспертизы достоверности информационных ресурсов для населения.

В числе факторов, которые необходимо активизировать, чтобы они способствовали становлению института общественного здоровья, были озвучены следующие:

  • создание просветительских проектов, повышающих уровень подготовки журналистов в сфере здоровья общества;
  • создание коммуникационных проектов, способствующих снятию коммуникационных барьеров между журналистами и ведущими экспертами отрасли (работники научной сферы, врачи, экологи, социологи, экономисты);
  • осмысление этических аспектов работы журналиста в сфере общественного здоровья, предполагающее разработку соответствующего этического кодекса;
  • создание надежных баз данных, к которым можно обращаться в ходе работы.

Предложение создать единый ресурс достоверной информации по общественному здоровью и независимый пресс-центр этой направленности обсуждалось особенно активно. Принципиально важным представляется, что конкурс выявил и те проблемные места в практике медийного сообщества, в силу которых многие медиа пока не могут системно увидеть, что требуется для создания полноценного здорового общества помимо лечения болезней и помощи при острых коллизиях в зоне медицины. Не случайно исчерпывающую редакционную программу, системно освещающую все составляющие, из которых складывается формирование общественного здоровья, представил только один участник эксперимента – редакция корпоративных медиа Северо-Восточного федерального университета (Республика Саха, Якутск). В значительной части программ внимание чаще фокусировалось на медицинском аспекте общественного здоровья – без учета многих других составляющих: экономических, экологических, социальных, культурных, образовательных. Это стало основанием для решения жюри отказаться от присуждения первой премии за представленные программы и рассматривать сложившееся положение «как приглашение к развитию программ на следующем этапе конкурса». Таким образом, в основных его номинациях участники поделили между собой вторые и третьи места, признав решение жюри обоснованным и справедливым.

Особое место среди практических эффектов, проявившихся в процессе проведения конкурса, заняли идеи и предложения, связанные с этическими аспектами взаимодействия журналистов и медиков, сотрудничающих в сфере общественного здоровья.

 

Этические аспекты взаимодействия журналистов и медиков

Анализ программ и конкретных материалов, рассматривавшихся в процессе конкурса, выдвинул в центр исследовательского внимания необходимость уяснить этические нормы, которые нужно соблюдать при создании информационных продуктов в сфере общественного здоровья. Это вызвано особенностями тех обстоятельств, которые складываются, когда журналисту приходится взаимодействовать с представителями других областей деятельности, прежде всего с медиками. Тот факт, что институт общественного здоровья основан на таком взаимодействии, с неизбежностью создает ситуации, при которых возникают расхождения в положениях профессиональной этики субъектов разных видов деятельности. Скажем, мировоззренческие позиции, система ценностей, этические принципы журналиста могут не совпадать и даже вступать в противоречие с профессионально-этическими стандартами врачей, психологов, экологов, социологов, представителей других профессий, вместе с которыми требуется решить ту или иную проблему в сфере общественного здоровья. Могут создаваться коллизии, которые самым непосредственным образом влияют на возможности издания адекватно освещать происходящее и даже ставят под вопрос саму правомерность для массмедиа являться модератором сферы общественного здоровья. Если журналисты не способны объективно оценить ситуацию, чтобы обеспечить прозрачную и однозначную интерпретацию происходящего, став надежным путеводителем в мире ценностей человека (а жизнь и здоровье здесь находятся в первом ряду), то говорить о новой для них роли не только преждевременно, но и опасно. Выполнение редакционных заданий оказывается сопряжено не только с трудностями получения и переработки информации, но и с поиском достойного выхода из сложнейших этических проблем.

И все-таки может возникнуть вопрос: неужели человеку недостаточно норм общей этики, чтобы выстраивать свое поведение в соответствии с требованиями морали? Ответ представляется однозначным: да, недостаточно. Сложность жизни такова, что далеко не всегда журналисту в условиях оперативной деятельности удается сразу понять, каким должно быть правильное решение, когда существует множество альтернатив. Моральный выбор в подобных случаях – дело в высшей степени трудное. Какую ответственность, например, должны нести корреспондент и редакция в целом, если в статье прозвучал необоснованный призыв к отказу от лечения? А если заболевший принял такую информацию за догму и не стал обращаться к врачу?.. Цена своевременной помощи − это в конечном счете цена жизни!

Не меньше сложностей возникает и в случаях, когда дело касается столкновения профессиональных интересов взаимодействующих сторон. Вроде бы всем ясно, как важно сократить табакокурение или неумеренное потребление сахара в пищу. Но как должен вести себя журналист, у которого задание – написать об этом, а он знает, что и табачная, и пищевая промышленность заинтересованы в повышении доходности своей отрасли?

Все это говорит о том, что для журналиста, чей труд связан с формированием института общественного здоровья, нужны этические ориентиры, позволяющие видеть жизненные ситуации шире и глубже, чем это удается людям, перед которыми подобные задачи не стоят. В данном случае нужны такие рекомендации по факт-чекингу, которые были бы не просто тщательно выверены, но и ориентировали на видение последствий принимаемых решений. Следовательно, должна идти речь о необходимости создания этического кодекса для журналиста, работающего в сфере общественного здоровья.

Разработка такого кодекса – дело не одного дня. Начать ее можно с детализации тех принципов отображения сферы здоровья, которые предусмотрены конкурентным программированием освещения деятельности института общественного здоровья. Но это – не единственный путь для создания кодекса. Среди практических рекомендаций, возникших в результате обсуждения материалов конкурса «Общественное здоровье: смысл, тематика, жанры» с членами жюри и авторами программ прозвучало предложение внимательнее рассмотреть кейсы, рассказывающие о нарушениях этических норм в массмедиа в силу тех или иных причин, и попытаться определить, как следует предотвращать такие случаи. Этот совет подтолкнул к созданию пилотного проекта, цель которого – поиск возможностей решения данной проблемы.

Проект включил в себя три фокус-группы студентов бакалавриата факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, углубленно изучивших курс социальной журналистики и владеющих определенным массивом материалов журналистской практики. Перед ними была поставлена задача обсудить болевые точки журналистской практики, связанной с освещением проблематики общественного здоровья, и внести предложения по оптимизации ситуации. Результаты обсуждения в фокус-группах следовало сопоставить, исключив из списка предложений те, в которых повторялись рекомендации действующих этических кодексов. Оставшиеся положения должны были стать предметом последующего экспертного анализа.

Участники фокус-групп прежде всего обратили внимание на актуальные проблемы общества, влияющие на состояние общественного здоровья. В числе таковых были названы, в частности: увеличение доли негативных публикаций с участием врачей, стигматизация различных групп населения по тем или иным причинам (табуирование болезней, изоляция инвалидов, ЛГБТ), мистификация сфер здоровья и медицины из-за отсутствии четких и понятных критериев оценки сведений, поступающих в медиапространство. Среди основных болевых точек при освещении тематики общественного здоровья были обозначены сложность доступа к информации, а конкретно − отсутствие банков достоверных данных; недостаточное число научных консультантов по теме; возросшие возможности лоббирования интересов, прежде всего коммерческих.

В список предложений от участников фокус-групп вошел целый ряд новых идей, принятых для дальнейшего обсуждения, в частности:

  • создать банк достоверной информации;
  • создать банк аккредитованных экспертов;
  • разработать общепринятый глоссарий, согласованный с экспертами и понятный массовой аудитории;
  • создать сайт с достоверной информацией о врачах, подтвержденной экспертами;
  • не допускать в журналистских текстах нарушений врачебной тайны, в том числе в случаях, когда идет речь о публичных персонах.

Конечно, этот поисковый проект – только первый шаг в направлении к созданию задуманного документа. Но он позволяет надеяться на успешное продолжение этой работы. Создание этических рекомендаций такого свойства способно стать практическим инструментом, который изменит текущую парадигму освещения сферы здоровья, сообщив ему ориентацию на системный многоаспектный подход, принятый во многих странах мира и ведущий к развитию института общественного здоровья, а вместе с тем – к росту этической культуры медийного сообщества.

 

Выводы

В статье сфокусировано внимание на основных аспектах становления института общественного здоровья в информационной повестке российских СМИ, рассмотрен процесс как в теоретической, так и в практической плоскости. Бесспорно, в текущей ситуации речь может идти только об основных тенденциях, поскольку ситуация в медиапространстве не статична, характеризуется рядом подспудных течений, локальных направлений. Тем не менее в последнее время мы видим, что все чаще появляются решения, инициативы, информационные продукты, затрагива­ющие глубокие пласты этой проблематики.

Например, в анонсах форума «Здоровье нации – основа процветания России»2 в мае 2019 г. было отмечено, что форум «воплощает идеи взаимодействия государства, бизнеса и общества по организации единого, дружественного здоровью пространства, позволяющего гражданину делать выбор в пользу здорового образа жизни». На одной из сессий ПМЭФ-2019 в рамках секции «Архитектура общественного здоровья: международный опыт и национальные приоритеты» заявлено, что рост продолжительности жизни напрямую связан с реализацией программ по общественному здоровью, в которые включены не только блоки по медицине, но и обеспечение безопасности дорожного движения и труда, снижение потребления сахара и соли, вопросы экономики – в частности, доступности продукции и услуг в сфере здоровья.

Тема общественного здоровья в ее сис­темном понимании все чаще звучит в выступлениях министра здравоохранения РФ Вероники Скворцовой. В частности, она отмечала, что «в нашей стране начала формироваться система общественного здоровья, включающая создание “мотивирующей среды” через развитие сети центров общественного здоровья, реализацию региональных, муниципальных, корпоративных “программ здоровья” <...> Вообще, тема общественного здоровья – это тема межведомственная, межотраслевая и не только государственная. Здесь должно быть задействовано все гражданское общество, все социально-ориентированные некоммерческие организации, благотворительные фонды, каждый гражданин. И суть заключается в том, что каждый – творец собственного здоровья и здоровья близких, поэтому вовлечены в проект все. Например, для здорового питания нужны качественные продукты, а это зона ответст­венности Минсельхоза, Минпромторга. Необходимо повышение общей культуры и образования – включается Министерство просвещения, Министерство культуры. И сейчас мы вместе переписываем школьные учебники по ОБЖ и другим предметам, чтобы совершенно по-другому дать этот воспитательный компонент, чтобы здоровый образ жизни стал частью культуры человека и определял его личностную ценность. Этим занимается все правительство, все государство»3.

Слова министра свидетельствуют о том, что понимание общественного здоровья вышло на новую ступень. Социальный институт общественного здоровья признан официально, на государственном уровне, идея предъявлена обществу как цель гуманистического развития. Да, пока эти инициативы разрознены, не всегда последовательны, достаточно убедительны. Тем не менее в них уже отчетливо проявляется тот факт, что общество готово к интенсификации развития процессов общественного здоровья. Об этом свидетельствует и трансформация информационной повестки данной проблемы (Фролова, 2014). Подчеркнем, что в этих условиях содействие становлению института общественного здоровья – сложная, глобальная, но неотложная задача для всего журналистского сообщества. Массмедиа сегодня обладают всеми техническими, технологическими, интеллектуальными, информационными ресурсами для достижения поставленной цели. И все-таки впереди еще большая работа: требуется систематизировать разрозненные представления об общественном здоровье и сделать их предметом глобальной информационной повестки, основанной не на принудительном воздействии на потребителя информации, а на отношении к нему как личности, способной самостоя­тельно принимать разумные решения. Понимание гуманистических ценностей, включенность в их достижение могут быть только итогом совместной деятельности, общественного диалога, обсуждения процесса общественного здоровья совместно со всеми стейкхолдерами, а с представителями медиасообщества – в первую очередь.

 

Примечания

1 Winslow C.E. (1920) The Untilled Fields of Public Health. Science 51: 23−33.

2 В Москве состоится форум «Здоровье нации – основа процветания России». 2019. Май, 21. Режим доступа: https://www.vesti.ru/doc.html?id=3149475

3 Здравоохранение России. 2019. Апр., 26. Режим доступа: https://www.facebook.com/808108185960863/posts/1984068365031500

 

Библиография

Вершинин В.А. Метод эксперимента в журналистике и моделировании прессы // Массовая коммуникация. Журналистика. СМИ. Ежегодник. 2012. № 1. С. 98−106.

Вершинин В.А. Практика использования метода эксперимента в моделировании изданий // Вестн. Томск. гос. ун-та. Сер.: Филология. 2013. № 6. С. 101−109.

Кажберова В.В. Общественное здоровье в информационной повестке российских СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 2. С. 154−172. DOI: 10.30547/vestnik.joum.2.2019.154172

Лазутина Г.В., Кажберова В.В. Институт общественного здоровья как предметная область СМИ // Вопросы теории и практики журналистики. 2018. Т. 7. № 3. С. 629−645. DOI: 10.17150/2308-6203.2018.7(4).629-645

Леонтович О.А. Методы коммуникативных исследований. М.: Гнозис, 2011.

Фролова Т.И. Гуманитарная повестка российских СМИ. М.: МедиаМир, 2014.