Архив



Контент радиостанции «Эхо Москвы» в различных медиаканалах: сравнительный анализ



Виктор Мутьев, Елена Каганова, Максим Щавлинский

Ссылка для цитирования: Мутьев В.А., Каганова Е.А., Щавлинский М.С. Контент радиостанции «Эхо Москвы» в различных медиаканалах: сравнительный анализ // МедиаАльманах. 2019. № 6. С. 76−82.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.7682

© Мутьев Виктор Алексеевич
кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры документоведения и информационной аналитики Санкт-Петербургского государственного института культуры (г. Санкт-Петербург, Россия), victor.mutyev@gmail.com

© Каганова Елена Андреевна
магистр Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург, Россия), 79217867899@yandex.ru

© Щавлинский Максим Станиславович
магистр Санкт-Петербургского государственного университета (г. Санкт-Петербург, Россия), maxim.shavlinsky@yandex.ru



Ключевые слова: «Эхо Москвы», медиаканалы, коммуникация, радиоэфир, контент.

Принимая во внимание актуальность процесса медиаконвергенции, авторы предприняли попытку проанализировать контент радиостанции «Эхо Москвы» в различных каналах коммуникации на примере сайта радиостанции, мобильного приложения и официальных страниц в социальных медиа. По результатам исследования было выявлено различие функций медиаканалов и контента, через них транслируемого, и дана классификация аккаунтов в социальных медиа.

 

Введение

Развитие информационно-коммуникационных технологий, начавшееся во второй половине ХХ в., вступило в свою наиболее активную фазу в последние два десятилетия и привело к радикальной трансформации средств коммуникации, что, в свою очередь, усложнило медийную систему общества, увеличило количество медиаканалов, изменило структуру и содержание медиапотребления как элемента повседневной жизни.

Основы изучения потребления медиа как технологически детерминированного феномена были заложены в рамках Торонтской школы коммуникаций Г. Иннисом (1950) и М. Маклюэном (2007), изучавшими влияние медиа на процессы, происходящие в социуме. Потребление медиа в более широкой трактовке, в рамках теории потребления рассмотрено в работах Т. Веблена (2019), Ж. Бодрийяра (2006), а его встроенность в социальные практики исследовалась П. Бурдье (2001), Э. Гидденсом (2005), М. де Серто (2013) и др.

В отечественных исследованиях медиа накоплен определенный опыт, связанный с изучением философских аспектов потребления (Овруцкий, 2012; Сергеева, 2011), социологических аспектов (Коломиец, 2014), интернет-практик (Радкевич, 2009), телевизионного потребления (Полуэхтова, 2018), практик в новых медиа (Вартанова, 2015; Бакулев, 2016). Теоретическое осмысление процесса трансформации средств коммуникации, формата СМК, потребления медиа в социокультурном контексте представлено в трудах Е.Л. Вартановой (2017), И.В. Кирии, А.А. Новиковой (2017).

Наше исследование проведено на стыке представлений о медиапотреблении, связанных, с одной стороны, с технической обусловленностью данного процесса, а с другой − с его имманентной встроен­ностью в повседневные рутинизированные практики человека.

Технологический процесс изменения формата радиостанций, расширения их деятельности на другие каналы коммуникации является частным примером изменения формата СМИ. Развитие каналов коммуникации не только влечет за собой «увеличение числа каналов сбыта, особенно за счет <…> Интернета», оно также «позволило многократно продавать один и тот же продукт − контент» (Вартанова (ред.), 2014: 10), менять характер самого продукта. У радиостанции есть основной продукт – радиоэфир, который имеет динамическую форму распространения, преимущественно – сиюминутную. Развитие технологий записи звука и доступ к радиоэфиру после его «прямого» звучания позволяет говорить об эфире как о завершенном продукте. Кроме того, представленность радиостанции в Интернете увеличивает объем контента иной, чем у радиоэфира, формы.

Радиостанция «Эхо Москвы» следует за изменениями в системе массовых коммуникаций. Об использовании разных каналов коммуникации образно сказал главный редактор «Эха» Алексей Ведениктов: «Отказаться от пути распространения − это все равно что отказаться от шоссе и поехать по проселочной дороге»1. Вещание «Эха Москвы» в сумме покрывает 36 городов, а аудитория радиостанции составляет 7,9 млн человек2. «Эхо» имеет сайт, мобильное приложение и страницы в различных социальных медиа.

В ходе исследования был проанализирован контент «Эха Москвы» за одну неделю (26 ноября – 2 декабря 2018 г.) − такой временной отрезок дает достаточно полное представление о штатном режиме работы радиостанции. Объектом исследования стали медийные коммуникации «Эха Москвы». Цель − установление функционального своеобразия медиаканалов «Эха Москвы» в системе медийных коммуникаций радиостанции. Мы рассмотрели иные каналы коммуникации как сопутствующие, дополняющие эфир; сравнили содержание и формат сообщений на разных каналах, а также обратили внимание на возможность доступа к материалам эфира офлайн, т.е. после того, как он прозвучал.

 

Сайт: расширение возможностей радиоэфира

Поняв структуру сайта и особенности представленного материала, можно обозначить и организацию информационного потока «Эха Москвы». В первую очередь сайт позволяет слушать эфир, не пользуясь радиоприемником. На верхнем хедере находится плеер для прослушивания прямого эфира, этот элемент не меняется при переходе на другие страницы, кроме плеера, есть тексты с расшифровками некоторых программ.

Анализ стартовой страницы показывает, что существуют три составляющих контента сайта «Эха Москвы»: новости, эфирные материалы, блоги, что можно соотнести с новостным потоком, аналитическими материалами и экспертными мнениями соответственно. Большую часть стартовой страницы занимают новостная лента и самые популярные авторские материалы из блогов. Навигационные панели позволяют прейти к блогам пользователей, полной новостной сводке за последние сутки, получить информацию о радиостанции, узнать программу сегодняшнего эфира. Основа сетки эфира – создающие имидж радиостанции передачи аналитического характера (Лазутина, Распопова, 2011), различные по жанру: дискуссии, интервью, авторские программы (напр., «Невзоровские среды», «Полный Альбац», «Особое мнение», «Ганапольское»).

Новостная лента дает около 150−200 сообщений в сутки, содержание заметок носит информационный характер. Новостные выпуски в радиоэфире звучат каждый час (в утренние и вечерние часы – чаще), их длительность − до 10 мин. Лента новостей на сайте расширяет возможности радиоэфира. Представленные в ней тексты оперативно и полно сигнализируют о происходящем в мире и в России. Затем в радиоэфире журналисты «Эха» раскрывают проблемы, освещенные в новостях, более подробно, преобразуют информационные заметки в аналитические комментарии.

Возможность высказаться самостоятельно и узнать мнение, отличное от мнения редакции, масштабно реализуется за счет блоговой платформы «Эха Москвы», которая, по мнению Алексея Венедиктова, является площадкой для дискуссий3. Блогосфера вовлекает пользователей во всеобщее обсуждение, которое масштабнее, чем включения в прямой эфир слушателей радиостанции. Ссылки на самые актуальные и содержательные (по мнению редакции) записи публикуются на стартовой странице, таким образом, новостные заметки и эфир «окружены» обсуждениями.

Общий информационный поток сайта шире, чем контент прямого эфира. Пользователь помимо радиоэфира и его расшифровок получает через сайт оперативную новостную информацию, а блогосфера делает его буквально соавтором-экспертом. Таким образом, «Эхо Москвы» предлагает не просто радиоэфир, но комплексный продукт, реализуемый за счет разных каналов коммуникации.

 

Мобильное приложение: «Мое Эхо»

Требование мобильности к новым медиа заставило «Эхо Москвы» помимо мобильной версии сайта перейти в новый формат, удобный для смартфонов4. Мобильное приложение, повторяя контент сайта, за счет дизайна и прямой связи со смартфоном пользователя обеспечивает более удобное использование материа­лов эфира, которые доступны офлайн. Для примера: чтобы скачать запись эфира с сайта «Эха» пользователь должен открыть дополнительное окно, на котором размещается запись программы и плеер, нажать на кнопку «скачать», потом найти файл на своем устройстве и воспроизвести через внешнюю по отношению к сайту программу. В приложении при нажатии на кнопку «скачать» файл сразу загружается на смартфон, доступ к нему осуществляется через меню самого приложения; воспроизведение файла не требует дополнительной программы для прослушивания аудио­файлов в смартфоне.

Приложение повышает оперативность доставки информации до потребителя: пользователь может настроить push-уведомления о начале определенной программы, появлении новой записи в блогах. В разделе «Мое Эхо» пользователь может просмот­реть ленту новостей со своими фильтрами, обратиться к избранным выпускам, а также просмотреть материалы за конкретную дату. Многие передачи доступны для загрузки и прослушивания офлайн. Причем скачивание эфира не требует регистрации, как и сохранение настроек в разделе «Мое Эхо».

Функции раздела «Мое Эхо» и настройка уведомлений позволяют регулировать новостной поток, который пользователь хочет читать и слушать. Благодаря этому комплексный продукт «Эха Москвы» − эфир, новости и записи в блогах – может быть изменен индивидуально, что повышает его привлекательность и ценность на рынке.

При анализе ресурсов мобильного приложения было уделено внимание возможности скачать или прочитать материал, который был в эфире «Эха Москвы». Доступ к вещанию офлайн (есть сходство с сервисами подкастов) тоже повышает ценность продукта радиостанции: у пользователей может не быть возможности постоянно слушать эфир, однако с материалами он может ознакомиться в удобное ему время.

В целом за сутки вещания из всех прозвучавших программ у 66% материалов нет расшифровки, а 70% не имеют аудио­записи. Это, конечно, слишком большая потеря для слушателя, однако такое распределение представляется закономерным, что будет доказано ниже.

Мы разделили программы за неделю на три группы по периодичности выхода в эфир: каждый день, несколько раз в неделю, раз в неделю, посчитав при этом, сколько программ можно скачать и прослушать, прочитать или посмотреть. Полученные данные показали, что программы, которые реже появляются в эфире, чаще доступны для скачивания, прослушивания офлайн, тогда как количество текстовых расшифровок примерно одинаковое и составляет 35−45% от общего числа программ в каждой подгруппе (см. рис. 1).

mediaalmanah.6.2019.7682-01.png

Рисунок 1. Распределение расшифровок и аудиозаписей эфира в зависимости от частоты выхода программы в эфир

 

Количество материалов, доступных вне эфирного времени, обусловлено, вероятно, тем, что ежедневные программы, занимающие большую часть эфира, имеют ценность в данный момент – прогноз погоды, обзор прессы, свежие новости, ситуации на дорогах. Это информационные передачи, близкие по форме и содержанию к новостной ленте. Авторские программы, которые дольше готовятся и выходят 1−4 раза в неделю, имеют большую ценность во временной перспективе, их «период старения»5 дольше. Они несут в себе эксклюзивную информацию, экспертное мнение журналиста или гостя.

 

Социальные медиа: продвижение контента

Для оценки роли социальных медиа в структуре коммуникации «Эха Москвы» была проанализирована деятельность официальных страниц радиостанции в «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассниках», Instagram, YouTube, Twitter, Telegram. В ходе работы было проведено сравнение постов с материалами радиоэфира, блогов и новостной ленты на официальном сайте.

В каждой социальной сети показатели количества постов со ссылками на материа­лы сайта и без них различались. Мы выделили три типа социальных медиа по функциям, которые они выполняют: в первую группу вошли такие социальные медиа, как «ВКонтакте», Facebook, «Одноклассники», Twitter и Telegram. Ко второму типу следует отнести YouTube, третьему – Instagram.

Первый тип рекламирует контент сайта, привлекает внимание к радиоэфиру. Процент записей, не имеющих ссылки на сайт, составляет 6−15%. Однако и эти записи нельзя назвать уникальными по содержанию, так как они включены в повестку дня и содержательно повторяют новости и радиоэфир. К записям без ссылок на материалы относятся сообщения-анонсы, в комментариях под ними предлагается задать вопрос гостю эфира. Посты на страничках группы публикуются в рабочие часы по московскому времени, то есть с 8–10 часов утра и примерно до полуночи, что не позволяет учитывать специфику регио­нального вещания.

Отличительная черта странички в Twitter − круглосуточное обновление контента. Вероятно, большое количество подписчиков (наибольшее из всех социальных медиа «Эха»: около 1 200 000 человек) связано с тем, что новостная информация с сайта оперативно круглосуточно попадает к пользователю в виде лаконичных сообщений и ссылок.

В целом контент социальных медиа первой группы отражает самую актуальную и значимую информацию с сайта, больший приоритет отдается новостной информации и популярным материалам в блогах. Например, данные группы «Эха» в «ВКонтакте» показывают, сколько постов имеют ссылки на эфир, новостную ленту, внешние сайты и блоги (см. рис 2).

mediaalmanah.6.2019.7682-02.png

Рисунок 2. Распределение постов по ха- рактеру ссылок на разделы сайта (на примере группы «Эхо Москвы» в «ВКонтакте»)

 

Второй тип − канал «Эха Москвы» на YouTube, он имеет низкий процент оригинального контента, но в отличие от первого типа специализируется на распространении определенного типа информации. Почти все посты на YouTube являются записями онлайн-трансляций радиоэфира. В описании к роликам нет прямой ссылки на расшифровку эфира на сайте, представлена только ссылка на общую сетку вещания. Так, контент этого медиа позволяет приблизить «Эхо Москвы» к формату телевидения, привлечь аудиторию, желающую не только слушать радио, но и смотреть его. По мнению И.В. Литвиненко (2015), видеоконтент кроме визуализации сюжета позволяет лучше раскрыть содержание и смысл новости и способствует привлечению молодой аудитории.

Определенный третьим типом Instagram имеет самый высокий процент уникальных записей − 53%. Посты в нем появляются реже, чем в других медиа, их содержание косвенно касается эфира, однако нет прямых ссылок на материалы сайта или сетку вещания. Instagram «Эха Москвы» отражает внутреннюю жизнь радиостанции и редакции, буквально − закулисье рабочего процесса. Такой контент включает пользователя в процесс создания эфира, играет на ощущении соучастия, что, конечно, положительно сказывается на имидже «Эха».

Итак, социальные медиа являются поддержкой комплексного продукта «Эха Москвы» − эфира, новостной ленты и блогов. Они транслируют основной контент сайта, но не продуцируют уникальный информационный поток (за исключением Instagram).

 

Заключение

Информационный поток сайта радиостанции «Эхо Москвы» дополняет и расширяет контент прямого эфира, что способствует повышению информативности, оперативности и мобильности СМИ. Новостная лента сайта увеличивает поток оперативной информации, которая в эфире занимает несколько минут в час. Интеграция блогосферы в систему коммуникаций радиостанции позволяет позиционировать ее как дискуссионную площадку, усиливая социальную функцию «Эха Москвы». Мнение пользователей составляет важную часть контента радиостанции.

Мобильное приложение, не отличаясь от сайта содержательно, обеспечивает его адаптивность и индивидуализацию для пользователей, способствует комфортности и эргономичности ресурса. Кроме того, сайт и приложение выполняют функцию сохранения радиоэфира во времени. Избирательную редакционную политику можно связать с оценкой актуальности материалов в долгосрочной перспективе.

Анализ присутствия «Эха Москвы» в таких социальных медиа, как «ВКонтакте», Facebook, Twitter, YouTube, Telegram, Instagram, «Одноклассники» позволил установить дифференциацию между различными платформами в зависимости от выполняемых функций (продвижения и рекламы, комп­лементарной, вовлекающей).

 

Примечания

1 Венедиктов А. Журналистика и мое время. СПб: Санкт-Петербургск. гуманит. ун-т профсоюзов, 2012. С. 24.

2 О радиостанции // Эхо Москвы. Режим доступа: http://www.gazprom-media.com/ru/company/show?id=22

3 Венедиктов А. Указ. соч. С. 15.

4 Отметим, что несколько лет назад существовало неофициальное приложение «Эха Москвы», в конце ноября 2018 г. вышло официальное приложение.

5 «Старение документов – это объективный процесс утраты ценностных свойств документов с течением времени за счет появления в потоке новых документов с более оригинальной, полной, достоверной информацией об объекте» (Гордукалова, 2015: 146).

 

Библиография

Бакулев Г.П. Массовая коммуникация: западные теории и концепции. М.: Аспект Пресс, 2016.

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М.: Культурная революция: Республика, 2006

Бурдье П. Практический смысл. СПб: Алетейя, 2001.

Вартанова Е.Л. Новые медиа как культурное пространство современного общест­ва // Меди@льманах. 2015. № 4. С. 8−10.

Веблен Т. Теория праздного класса. М.: URSS, 2019.

Гидденс Э. Устроение общества: очерк теории структурации. М.: Акад. проект, 2005.

Гордукалова Г.Ф. Технологии анализа и синтеза профессиональной информации. СПб: Профессия, 2015.

Индустрия российских медиа: цифровое будущее / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Макеенко,С.С. Смирнов.М.: МедиаМир, 2017.

Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2017.

Коломиец В.П. Медиасоциология: теория и практика. М.: НИПКЦ Восход-А, 2014.

Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества. М.: Аспект Пресс, 2011.

Литвиненко И.В. Радио в мультимедийной среде: специфика функционирования; на примере радиостанций московского FM-диапазона в 2009−2014 гг.: дис. … канд. филол. наук. М., 2015.

Маклюэн Г.М.Понимание медиа: внешние расширения человека. М.: Гиперборея: Кучково поле, 2007.

Овруцкий А.В. Социальная онтология потребления: научные представления, модели, общество потребления: дис. ... д-ра филос. наук. Ростов-н/Д., 2012.

Основы медиабизнеса / под ред. Е.Л. Вартановой. М.: Аспект Пресс, 2014.

Полуэхтова И.А. Телевидение и его аудитория в эпоху Интернета. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2018.

Радкевич А.Л. Социальные интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества: дис. ... канд. социол. наук. М., 2009.

Сергеева О.В. Медиакультура в практиках повседневности: дис. ... д-ра социол. наук. СПб, 2011.

Серто М. де. Изобретение повседневности. СПб : Изд-во Европейск. ун-та в Санкт-Петербурге, 2013.

 

Innis H.A. (1950) Empire and Communication. Oxford: Clarendon press.