Архив



Многополярность журналистского мира в начале XXI века: свидетельства и обобщения



Мария Аникина

Ссылка для цитирования: Аникина М.Е. Многополярность журналистского мира в начале XXI века: свидетельства и обобщения (Рецензия на книгу: Worlds of Journalism: Journalistic Cultures Around the Globe (2019). Ed. by T. Hanitzsch, F. Hanusch, J. Ramaprasad, A.S. de Beer. Columbia University Press.) // МедиаАльманах. 2019. № 6. С. 134−139.
DOI: 10.30547/mediaalmanah.6.2019.134139

© Аникина Мария Евгеньевна
кандидат филологических наук, доцент кафедры социологии массовых коммуникаций факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), maria-anikina@yandex.ru



 

Альберту Эйнштейну приписывают высказывание о том, что логика способна привести человека из точки А в точку Б, а воображение может доставить его куда угодно. Идея существования миров журналистики, населенных носителями множества профессиональных культур, стала основной для авторов одноименной книги, опубликованной летом 2019 г. издательством Колумбийского университета. Она вполне соответствует высказанным А. Эйнштейном взглядам о во­ображении ученого в целом, а также концепции социо­логического воображения Ч.Р. Миллса в частности. Напомним, что концепция Миллса (2001) предполагает в человеке умение видеть общественные процессы под определенным углом зрения и фиксировать неочевидные для обычного взгляда процессы и характеристики наблюдаемых объектов, отмечать факторы, определя­ющие особенности жизни и деятельности конкретных социальных групп в их развитии.

Так же и авторы книги «Миры журналистики: журналистские культуры вокруг света» предлагают представить всю совокупность современных журналистов, живущих и работающих в разных регионах мира, как географически протяженное множество, изучить сходства и различия представителей этого сообщества на основании материалов социологического исследования.

Незаурядным представляется методический потенциал книги. Став результатом крупнейшего в современной истории медиаисследований проекта по изучению представителей журналистского сообщества, она дает читателям ценную информацию об истории, программировании, администрировании и организации масштабного международного сравнительного проекта.

С середины 2000 гг., когда было иниции­ровано проведение пилотного исследования представителей профессиональных сообществ семи стран, проект перерос в основательную работу по анализу многочисленных аспектов деятельности 27 500 журналистов в 67 странах мира. Книга описывает ключевой подход авторов исследования, согласно которому каждый участник проекта, внося посильный (и – добавим – относительно небольшой) вклад в общую работу, получает многое, в том числе – дос­туп к значительному по меркам актуальных медиаисследований объему эмпирических данных, ресурсы для проведения сопоста­вительного, сравнительного анализа и в широком смысле слова – возможности деятельности в рамках различных академических коллабораций.

Книга полезна исследователям, задумывающимся о реализации проектов сравнительного характера, поскольку в ней достаточно подробно и предельно ясно представлены различные стратегии организации и проведения сравнительных исследований. Авторы отмечают, что выбор может быть осуществлен между 1) логикой поиска наибольших сходств между изучаемыми системами и 2) логикой анализа объектов с наибольшими различиями. В первом случае традиционно происходит сравнение близких (сходных) объектов, во втором речь идет о возможности поиска специфических черт в анализируемых объектах. Проект «Миры журналистики» позволил авторам на разных этапах работы реализовать обе стратегии. В рамках пилотного исследования страны-участницы были определены таким образом, чтобы показать возможную национальную специфику журналистской деятельности. На втором этапе логика была изменена и – по утверждению авторов книги – принцип сопричастности, включенности открыл двери проекта перед исследователями из разных регионов мира.

Важной для современных исследователей представляется и терминологическая работа, проведенная на программном этапе проекта и отраженная в соответству­ющем разделе книги «Методологические основания» (A Methodological Framework). Трансформация условий и сути журналистской деятельности, активное технологическое развитие и медиатизация социального пространства, которые становятся реальностью в разных регионах мира, ставят ученых перед необходимостью уточнения базовых понятий и концепций. Контекст сравнительного исследования заставляет искать интерпретации ключевых терминов, которые удовлетворяют интересам всех участников проекта, живущих и действующих в странах с разными историческими, социально-культурными, экономическими и политическими условиями, с различным медиаландшафтом и разными моделями медиасистем.

Поэтому полезным, с методической точки зрения, становится фрагмент книги, посвященный определению фигуры журналиста середины 2010 гг. С одной стороны, примененный авторами подход свидетельствует об академической преемственности. Он основывается на изысканиях последней четверти XX в. и позволяет в качестве стартовой позиции использовать работу 1986 г., посвященную изучению американских журналистов (Weaver, Wilhoit, 1986), сосредоточить внимание на профессиональных журналистах, которые осуществляют редактирование производимого ими контента. С другой − авторам приходится вносить необходимые дополнения (в том числе – экономические) и описывать цент­ральный объект исследования как «человека, получающего не менее половины своего дохода от оплачиваемой работы в новостных медиа и осуществляющего деятельность по созданию или редактированию журналистских произведений, возможно, занимающего руководящую или координирующую позицию в редакции» (с. 51)1. Разумеется, подобное терминологическое решение можно признать актуальным именно для времени проведения второй волны исследования. Однако следует заметить, что оно требует доработки, уточнений на рубеже десятилетий и по понятным причинам фактически не учитывает национальную специфику, которая находит свое отражение в публикациях на национальном уровне (см.: Аникина, 2012; Дрок, Лукина, 2019; Пронина, 2016; Свитич, 2016).

Как видится, книга может быть использована в качестве учебного пособия для студентов, осваивающих азы организации и проведения эмпирических социологических исследований в области журналистики и массовых коммуникаций. В тексте подробно описаны процедуры формирования выборки, принятия релевантных методических решений и сбора данных, представлена своего рода пошаговая инструкция, которую можно применять в аналогичных исследовательских ситуациях.

Дорожная карта проекта, описанная в одноименном разделе книги «Концептуальная дорожная карта» (A Conceptual Roadmap), предлагает вниманию читателей ответ на вопрос о природе современной журналистики. Авторы отмечают, что в академическом сообществе нет согласия и единодушия относительно сути данного феномена, в различных контекстах присутствуют попытки определить журналистику как профессию, род занятий, ремесло, бизнес и проч. При этом авторы книги указывают на наличие нормативной модели, распространенной в большей части стран западного мира и транслированной в регионы Глобального Юга, а также подробно представляют тео­ретические основания проекта «Миры журналистики». Они сводятся к интерпретации журналистики как дискурсивно (вос)созданного социального института (с. 28). И если институциональный характер журналистики по-прежнему очевиден в разных регионах мира и убедительно подтверж­ден наличием профессиональных норм, договоренностей и практик, наличием ритуальной солидарности внутри профессио­нального сообщества, то ее дискурсивная сущность требует пояснений и также получает их на страницах книги. По убеждению авторов, дискурсивная перспектива позволяет пересмотреть основания журналистики, увидеть, что нормы, ценности и сама журналистская практика являются частью более широкой смысловой структуры (то есть дискурса). Значимым для решения поставленных исследовательских задач становится концепт журналистской культуры, «дающий возможность динамического понимания журналистики как дискурсивного института, который постоянно реконструируется и утверждается с помощью ряда культурных ценностей и договоренностей» (с. 34). Внешними измерениями журналистской культуры, описанными в книге и уже осмысленными отечественными исследователями, остаются влияние и редакционная независимость, а ее внут­ренними измерениями – журналистские роли, этика и доверие.

Основное содержание книги организовано как последовательное подробное осмысление и интерпретация результатов проекта, что находит свое отражение в названии разделов. Рефлексия авторов касается демографических характеристик и особенностей трудоустройства современных журналистов; осознания журналистами давления в процессе профессиональной деятельности; редакционной независимости; ролевых ориентаций; взглядов на разрешение этических дилемм; доверия и трансформаций ежедневной деятельности журналиста. Примечательно, что исходная идея авторов об описании миров журналистики находит свое отражение и в выборе способов визуализации эмпирической информации. Книга предлагает пространственное в�дение сходств и различий национальных сообществ по ключевым составляющим журналистской культуры, как это сделано, например, в главе о профессиональных ролях журналистов. (см. рис.)

Заключительный раздел книги предлагает читателям авторскую концептуализацию материалов исследования. В нем описана попытка создания типологии журналистских культур, продолжающая традиции системного и типологического анализа в области журналистики и массовых коммуникаций, известные со времен «Четырех теорий прессы» (Siebert, Peterson, Schramm, 1956), то есть с середины XX в. На новом материале в рамках изучения современных журналистов авторы выделяют четыре модели – мониторинга, защиты, развития и сотрудничества, различающиеся по реализуемым в процессе работы ролям, доминирующим этическим стратегиям, уровню политического доверия, значимым факторам влияния, степеням редакционной независимости и характеристикам отношений с внешними социальными субъектами. Иллюстрируя представленные модели, авторы книги остаются предельно корректны в формулировках. Необходимо отметить (как положительную характеристику книги), что упомянутая типология не дает оснований для маркирования и навешивания ярлыков, оставляет пространство для дополнений и уточнений и вполне может стать для заинтересованных исследователей адекватным инструментом описания журналистских практик в разных странах мира.

Очевидный интерес для специалистов, занимающихся изучением представителей журналистского сообщества и нуждающихся в материалах для вторичного анализа, представляют таблицы с эмпирической информацией, базовыми статистическими материалами по ключевым направлениям проекта. Библиографический список, сопровождающий книгу, может стать предметом внимательного изучения. Библиография демонстрирует характерные особенности современных исследований в области журналистики и массовой коммуникации: 1) традиционную концептуальную опору на ключевые работы, опубликованные в прошлые десятилетия, при одновременном необходимом сегодня обновлении академического дискурса, 2) постепенную де-вестернизацию медиаисследований, 3) сочетание классических обществоведческих работ теоретического характера – с одной стороны – и многочисленных, основанных на эмпирическом материале текстов – с другой.

По образному определению авторов книги, эта работа стала попыткой сверки исследовательского инструментария, калибровки академического компаса, позволяющего ориентироваться в активно меняющемся пространстве журналистской деятельности. Проект позволил увидеть, как при продолжающемся распространении по миру так называемых западных моделей журналистской деятельности в определенных региональных и национальных контекстах развиваются альтернативные модели журналистской практики. В исследовательском плане проделанная работа показала, что миры журналистики демонстрируют богатую, сложную и интересную комбинацию подходов к определению того, что представляет собой журналистика и какой она должна быть. Книга, знакомящая с мирами журналистики середины 2010 гг., по нашему мнению, может занять достойное место в списке работ, аккумулировавших исследовательский опыт в области журналистики и массовых коммуникаций, стать фактором развития исследовательского воображения, ресурсом, восполняющим лакуны современных эмпирических исследований и источником информации для дальнейшей теоретической рефлексии.

 

mediaalmanah.6.2019.134139.png

Рисунок. Представления журналистов о профессиональных ролях (с. 182).

 

Примечания

1 Здесь и далее цитаты из книги Worlds of Journalism: Journalistic Cultures Around the Globe (2019). Ed. by T. Hanitzsch, F. Hanusch, J. Ramaprasad, A.S. de Beer. Columbia Univer­sity Press даются в тексте с указанием страницы в круглых скобках (пер. наш. – М.А.).

 

Библиография

Аникина М.Е. Трансформирующиеся журналистские культуры в России: исследовательский подход // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2012. № 4. С. 7−22.

Дрок Н., Лукина М.М. Профессиональные компетенции начинающих журналистов: какими их видят в будущем российские и европейские преподаватели // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2019. № 5. С. 3−22. DOI: 10.30547/vestnik.journ.5.2019.324

Миллс Ч.Р. Социологическое воображение / под общ. ред. и с пред. Г.С. Батыгина / пер. с англ. О.А. Оберемко. М.: ИД NOTA BENE, 2001.

Пронина Е.Е. Профессиональная идентичность журналиста в условиях трансформации СМИ // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10: Журналистика. 2016. № 1. С. 46−74.

Свитич Л.Г. Изучение журналистики в контексте общенаучных парадигм // Вопросы теории и практики журналистики. 2016. Т. 5, № 4. С. 546−561.

 

Siebert F.S., Peterson T., Schramm W. (1956) Four Theories of the Press. University of Illinois Press.

Weaver D.H., Wilhoit G.C. (1986) The American Journalist: A Portrait of US News People and Their Work. Bloomington: Indiana University Press.