Архив



Фотография – это не о камерах и технологии. «Рецензия на книгу: Пагтер С. Такое важное фото. Фотожурналистика – почему и как? / пер. с англ. Е. Чепурновой. Осло: Forlaget Ajour, 2019).



Олег Бакулин

Ссылка для цитирования: Бакулин О.А. Фотография – это не о камерах и технологии (Рец. на кн.: Пагтер С. Такое важное фото. Фотожурналистика – почему и как? пер. с англ. Е. Чепурновой. Осло: Forlaget Ajour, 2019) // Меди@льманах. 2020. № 1. С. 152–155. DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2020.152155

DOI: 10.30547/mediaalmanah.1.2020.152155

© Бакулин Олег Александрович
кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова (г. Москва, Россия), obakulin@yandex.ru



 

В последние годы фотография не была обделена вниманием российских исследователей и медиаэкспертов, свидетельст­во чему – периодически появляющиеся в сетевых научных библиотеках и специализированных интернет-ресурсах публикации, посвященные различным аспектам истории фотографии и актуальным проблемам ее развития сегодня. Между тем, интерес отечественных исследователей к фотожурналистике, представляющей собой целое направление современной медиаиндустрии, не столь заметен. И, если научные статьи или качественные публикации экспертов все же можно встретить, то диссертационные исследования, учебно-методические издания, монографии о фотожурналистике являются, к сожалению, исключением из правил.

Сегодня фотожурналистика сталкивается с новыми вызовами – развитием цифровых технологий, ростом массового фотолюбительства, влиянием на профессию индустрии фотобанков, кризисом «бумажных» изданий и проч., что актуализирует вопрос о появлении новых исследований, которые были бы востребованы как профессиональным фотографическим сообществом, так и аудиторией. Книга Сёрена Пагтера «Такое важное фото. Фотожурналистика – почему и как?», которая вышла в свет в 2018 г. и была переведена на русский язык год спустя, призвана отчасти заполнить этот пробел.

Вот уже более двадцати лет ее автор – преподаватель и руководитель программы фотожурналистики в Датской школе средств массовой информации и журналистики – выступает с семинарами в разных уголках земного шара, участвует в работе жюри престижных фотоконкурсов. Рецензируе­мая книга, представляет собой итог его многолетних исследований и преподавательской деятельности. «Мы с моими колегами работали в течение последних 20 лет, чтобы найти наилучший баланс между тео­рией, дискуссиями, совместной работой и тем, чтобы просто выходить с камерой и делать фото, – отмечает автор. – В течение 20 лет нас вдохновляли школы фотографии в других странах, наиболее талантливые практикующие фотографы, журналисты, теоретики и, не в последнюю очередь, наши студенты».

Книга «Такое важное фото. Фотожурналистика – почему и как?» состоит из 12 глав, посвященных различным аспектам профессиональной деятельности современного фотожурналиста. Ее автор рассуждает о влиянии технологий на эволюцию фотографических практик, о значении фотографии в жизни человека (ее воздействии на эмоции, ее роли в сохранении памятных событий), рассматривает влия­ние личных и культурных норм зрителя на восприятие фотографии, проблемы видения и отражения увиденного человеческим глазом посредствам фотокамеры, (глава «Фотография – это мироощущение»). е затрагиваются такие вопросы, как соотношение темы и фотографического стиля, замысла и рабочего метода фотожурналиста, использование «других методов рассказывать истории» и т.д. (глава «Фотожурналист как рассказчик»).

Особый интерес представляют основанные на авторском анализе национальных изданий выводы, свидетельствующие о роли репортажной фотографии в совре­менных СМИ и отражающие, как нам представляется, тенденцию, свойственную не только средствам массовой информации Дании: «…мы видим все больше иллюстраций или архивных фотографий, а это значит, что актуальный репортаж или содержащий историю портрет утопают в огромных объемах фотографий. Большинство снимков, опубликованных в средствах массовой информации, напрямую не связаны с реальной историей и могут быть легко заменены другой иллюстрацией или архивной фотографией. Это бросает вызов роли фотожурналиста».

Отдельного внимания заслуживает глава «Ваш инструментарий» в рамках которой С. Пагтер касается технических аспектов деятельности фотожурналиста – выбора оборудования, работы с настройками камеры. Однако в фокусе внимания автора – не только технические сюжеты. Как справедливо отмечает С. Пагтер во вступ­лении к данной главе: «Фотография – это не о камерах и технологии. Речь идет о том, как технические средства могут помочь вам рассказать свою фотоисторию наилучшим образом».

В главе «Визуальные инструменты – Ваш язык» автор рассуждает о поиске фотографом «решающего момента», художест­венно-композиционных особенностях построения снимка, работе фотографа со светом, тенью и отражениями, рассматривает специфику столь популярной сегодня черно-белой фотографии. С. Пагтер подробно останавливается на проблеме фотографического пространства и влиянии символов на фотоисторию. Самая объемная глава посвящена жанровому своеобразию современной фотожурналистики (глава «Выбор правильного жанра»). Несмотря на то, что данная тема не единожды становилась объектом пристального внимания российских исследователей (Н.И. Ворон, В.В. Тулупов и др.), полагаем, что представленные в главе положения могут послужить основой для дальнейших исследований, ведь, как справедливо указывает сам автор, «жанры оспариваются каждый день, но должны сохраняться».

К числу наиболее востребованных у сегодняшних студентов фотоотделений факультетов и отделений журналистики навыков можно отнести разработку концепции и создание авторского фотографического проекта. В этом смысле представленный в книге материал может оказаться весьма востребованным: С. Пагтер фактически определяет целостный алгоритм работы над авторским фотопроектом – с момента выбора темы и определения цели будущего проекта до отбора фотоснимков, «объединения нескольких фотографий в последовательную историю», работы над текстовым сопровождением и публикации в СМИ. Так (в главе «В нужное время в нужном месте»), автор касается проблемы выбора цели фотоистории, предлагает структуру необходимого для реализации этой истории синопсиса, рассматривает сущность и содержание «пяти основных категорий» фотожурналистских историй – персональные истории, тематические репортажи, репортажи с мест, новости и события.

В свою очередь, главы «Выбор правильной фотографии» и «Повествование через множество фотографий» дают представление о критериях отбора и публикации журналистских фотографий, а также специфике создания фотосерии и развитии выраженной посредством фотографий темы (поиск ключевых фотографий, установление связи между представленными в проекте снимками и др.). Своего рода логическим завершением тематического блока, посвященного созданию авторского фотопроекта, можно считать главу «Текст придает смысл фотографии», в которой рассматривается проблема влияния текста на восприятие фотографии, соотношение вербального и визуального контента, упоминаются типы применяемого в фотожурналистике текста.

Особую актуальность сегодня приобре­тает обсуждение проблем профессиональной фотожурналистской этики (глава «Проз­рачность укрепляет Вашу историю»). Речь идет о «моделировании» ситуаций и постановочной фотографии, отражении «этически с ложных тем», нелегальном заимствовании фотожурналистами и СМИ чужих фотографических произведений, цифровой обработке фотографий, которая может привести к манипуляции общественным мнением.

Таким образом, одной из особенностей книги С. Пагтера является ее универсальность, позволяющая автору найти разумный баланс в освещении теоретических аспектов развития фотожурналистики с практическими навыками профессии. Обращает на себя внимание значительное количество разнообразных кейсов из практики фотографов/фотожурналистов прошлого (Г. Виногранд, К. Картер, Ю. Смит) и работ современных авторов (Е. Аносова, Ю. Козырев, С. Маккари, Э. Рефнер, Я. Романова и др.), сопровождаемых комментариями автора книги.

Стиль изложения, широта освещаемых тем и обилие наглядных примеров позволяют говорить, что книга «Такое важное фото. Фотожурналистика – почему и как?» может быть полезна как профессиональным фотографам/фотожурналистам, бильдредакторам, так и начинающим фотографам, широкому кругу читателей, интересующихся фотографией. Представляется, что некоторые предложенные С. Пагтером темы могут послужить основой для дискуссий в профессиональном фотографическом и академическом сообществе. К числу таковых можно отнести проблему жанрового своеобразия современной фотожурналистики, вопрос о соотношении таких понятий, как «обработка» фотографий и «фотоманипуляция» и др.

На наш взгляд, работа С. Пагтера может оказаться востребованной в практике преподавания ряда «фотографических» дисциплин, связанных с техникой и технологией создания серийных фотопроектов, навыками бильдредактирования, этикой и правовыми основами фотожурналистики, а также при разработке авторских спецкурсов. В то же время, полагаем, что в случае возможного переиздания книги, небезынтересным мог бы стать отдельный раздел, посвященный специфике продвижения авторского фотопроекта на рынке, а также более развернутое освещение ряда затронутых автором сюжетов (например, цифровая манипуляция в фотожурналистике, постановочная фотография). Однако речь идет лишь о пожеланиях, нисколько не умаляющих достоинств представленной к рецензированию книги, столь своевременно появившейся на отечественном рынке.